Налоговая реформа в Украине: удастся ли победить «скрутки»?

Налоговая реформа в Украине: удастся ли победить «скрутки»?

21.06.2021

Время прочтения - 7 мин.

Бизнес и обыватели традиционно недовольны налогами и ругают систему — так уж повелось. Есть еще один устоявшийся обычай: любая власть обещает провести реформу и оптимизировать налоговую нагрузку. Нынешняя украинская не стала исключением: правительство Дениса Шмыгаля зарегистрировало в Верховной Раде очередной законопроект, касающийся внесения изменений в Налоговый кодекс.

Не так страшны налоги

Наибольшее впечатление накануне рассмотрения депутатами нового налогового законопроекта, направленного на сбалансирование бюджетных поступлений, произвел руководитель Минфина Украины Сергей Марченко, пообещавший «победить скрутки НДС», не увеличивая при этом налоги, за исключением некоторых рентных платежей и акцизов. Цель благая, но для начала разберемся, так ли высоки налоги в Украине, как об этом говорят иные политики и эксперты.

Согласно данным Всемирного банка, суммарное налоговое бремя на бизнес в Украине достигает 43,2%. Этот показатель учитывает не только налог на прибыль, но и другие платежи, которые бизнес платит из своих доходов.

Аналогичный показатель в Беларуси составляет 53%, в России — 46%, в Польше — 41%.

В сравнении с большинством стран Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) — налоговая нагрузка средняя. Ну а если сравнивать с отдельными странами ЕС, окажется, что Украина в выигрышном положении, ведь, к примеру, в Германии половина прибыли бизнеса идет на налоги, а в Австрии и Франции — и того больше.

Гораздо более серьезная проблема связана с администрированием налогов.

Сегодня в Украине действует одна из самых сложных систем налоговой отчетности и администрирования в мире. Предприятиям приходится изводить горы бумаги, составляя отчеты и приложения к ним для налоговой службы, органов социального обеспечения и статистики (только по уплате НДС нужно заполнить более 20 форм).

Подсчитано, что на составление и сдачу всех налоговых отчетов в Украине нужно потратить 328 часов в год. Сравним с соседями: в Беларуси — 170 часов, в России —159 часов.

Нынешняя украинская налоговая система была разработана еще при Николае Азарове (в качестве главы налоговой администрации) в начале нулевых годов. И к 2021 году создала немало проблем, к которым в том числе относятся так называемые «налоговые скрутки».

Автоматика не сработала

Возмещение НДС в Украине — тема бесконечных скандалов. СМИ содержат множество публикаций о том, как экспортеры выбивают возмещение НДС за 40–50% «отката» чиновникам. В то же время «свои люди» (подставные экспортеры) получают возмещение в полной мере и своевременно. Давно говорят также и о том, что правительство использует возврат НДС в качестве средства для «латания бюджетных прорех» при значительном падении доходов.

Центр анализа публичных финансов и публичного управления при Киевской школе экономики сообщал, что в августе 2020 года ГНС опять значительно уменьшила объем возмещения налога на добавленную стоимость бизнесу. Если в среднем в январе – июле 2020 года объем возмещения НДС составлял ₴13 млрд, то в августе он снизился до ₴8,5 млрд.

В 2017 году власти попытались решить налоговые проблемы с помощью внедрения автоматического электронного реестра возмещения НДС. Казалось, о ручном управлении налогами можно забыть навсегда: звучали обещания, что возмещение налога будет осуществляться быстро и прозрачно, как в ЕС. На практике же система начала давать сбои, нарушая установленные сроки возмещения.

Сейчас электронные НДС-счета фактически блокируют деньги бизнеса, вынуждая его уменьшать свои оборотные средства или брать кредиты для их пополнения.

Напомним, возмещение НДС осуществляется по заключению налоговой службы, направляемому в Госказначейство. Как раз на этом этапе и происходит сбой.

В Украине стала плохой традицией ситуация, при которой компания направляет в Государственную налоговую службу (ГНС) документы на возмещение НДС, но налоговики объявляют дополнительную проверку, которая блокирует процесс. При этом компанию обвиняют в том, что она хочет возместить «сомнительный» НДС.

Такого рода проблемы и породили налоговые ухищрения, именуемые «скрутками». Однако прежде чем объяснить, что это такое — немного теории.

Жульничество с НДС

Налоговый кредит — это сумма, на которую плательщик НДС имеет право уменьшить налоговое обязательство в определенный (отчетный) период. Такой кредит возникает у каждого плательщика НДС, если он что-то купил на внутреннем рынке или импортировал из-за границы. По действующим правилам налогообложения, когда компания будет продавать купленное, она оплатит НДС, а налоговый кредит сформируется у того, кто ее товар приобрел, пока не дойдет очередь до конечного потребителя (для него НДС уже включен в магазинный ценник). Налог рано или поздно будет оплачен, а кредит исчерпан. Так, во всяком случае, должно быть.

Однако у жуликов налоговый кредит — это товар, который можно производить, подделывая документы о несуществующих покупках, и продавать тем, кто хочет заплатить государству гораздо меньше, чем должен на самом деле.

Собственно, налоговые «скрутки» — это и есть уменьшение налогового обязательства по уплате НДС.

Одна из самых распространенных схем — когда фирма продает другой документы на импортный НДС, который уплачен на таможне, а продукцию, ввозимую в страну, потом реализует на рынке за наличные, при этом не оформляя налоговые накладные. Иными словами, на бумаге денег, потраченных на уплату НДС, предприятие якобы не вернуло. А на самом деле — с избытком возместило их в цене проданного товара. Дополнительным доходом является продажа «неиспользованного» налогового кредита другому бизнесу, который имеет значительные налоговые обязательства перед государством.

Считается, что средняя стоимость налогового кредита составляет примерно 7% его объема. На конкретном примере: за уменьшение налоговых обязательств (читай — грабеж государства) на ₴10 млн «покупателю» придется заплатить всего 700 тыс. Очень выгодное вложение.

Впрочем, обмануть всеми этими метаморфозами налоговую нельзя: они немедленно отражаются в автоматизированной системе управления рисками. Возможен только один вариант: гипотетическая вероятность участия ответственных лиц в схемах со «скрутками».

Хотелось бы полностью исключить и этот сценарий, но — не получается. Ведь в таком случае без ответа остается важный вопрос — откуда берутся фантастические цифры ежемесячного оборота «скруток»? По словам бывшего первого заместителя начальника налоговой милиции Юрия Атаманюка, он достигает ₴25 млрд.

От теории — к практике

Возможно, новые налоговые реформы от Минфина Украины и помогут решить проблему «скруток». Если при этом удастся не увеличить налоги, как обещает министр, — большего и желать не приходится.

По словам Сергея Марченко, изменения в налоговом кодексе приведут к тому, что «у нас будут действенные механизмы борьбы со “скрутками” и теневым оборотом сельскохозяйственной продукции, а также со злоупотреблениями бюджетным возмещением НДС».

На самом деле, законопроект содержит предложение установить ограничения на бюджетное возмещения НДС для плательщиков-посредников, покупавших или импортировавших товары, которые в дальнейшем реализовывались в Украине, но в нем нет ответа на злободневные вопросы, волнующие каждого предпринимателя: будет ли ликвидирована блокировка денег на НДС-счетах? Заработает ли автоматическое возмещение НДС? Смогут ли наши бизнесмены просчитывать свои бизнес-планы с учетом возврата НДС, как это происходит по всей Европе?

Налоговые реформы — это всегда сложно. В истории Украины их было уже больше десяти. Зачастую они не только не решают проблемы, но создают новые.

Будем надеяться, не в этот раз?

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Приоритетной задачей украинских предприятий сейчас остается необходимость пережить военное время с минимальными потерями. Всем ли это удается? Расскажет индекс ожиданий деловой активности.

17 ноября 2022 г.

Россия возобновляет зерновую сделку с Украиной

Россия возобновляет зерновую сделку с Украиной

В среду фьючерсы на пшеницу в Чикаго упали на 6,7%, поскольку продовольственный рынок благосклонно воспринял новость о возвращении РФ в программу экспорта украинского зерна через Черное море.

2 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":1914,"isAuthenticated":false,"user":null}