Инвестиционная стратегия Большой Нефти: акционеры важнее потребителей
Envato

Инвестиционная стратегия Большой Нефти: акционеры важнее потребителей

23.06.2022

Время прочтения - 6 мин.

Война в Украине и западные санкции на экспорт углеводородов из России, казалось бы, должны расшевелить нефтяных гигантов и заставить их спешно нарастить траты на расширение добычи. Такой шаг диктует здравая логика бизнеса.

Однако в этот раз все может произойти иначе — всех нас готовят к длительному периоду жесткого рынка и суперцен на топливо.

Big Oil и ее доходы

Крупнейшие нефтесервисные компании мира — гиганты уровня Schlumberger, занимающиеся бурением скважин — бодро отрапортовали о росте прибыли за счет новых заказов на геологоразведку. Но расследование Bloomberg показывает, что «большая пятерка» транснациональных нефтяников не спешит повышать капитальные расходы — хотя бы до минимально необходимого уровня.

Пять ведущих нефтяных компаний Запада по итогам трех первых месяцев 2022 года получили второй по величине квартальный свободный денежный поток за всю историю наблюдений. Это $36,6 млрд, или примерно по $400 млн свободного кэша в день. Этого достаточно, чтобы списать в балансах все убытки, связанные с уходом из России.

 

Золотая жила для нефтегазовой элиты Запада: квартальные показатели близки к абсолютному рекорду. Источник — Bloomberg

 

Однако совокупные капитальные затраты Shell, TotalEnergies, BP, Exxon Mobil и Chevron — гигантов, известных миру под брендом Big Oil — в нынешнем году окажутся вдвое меньше, чем в 2013 году ($157,8 млрд), когда нефть торговалась выше $100 за баррель — прямо как сейчас.

Нефтяные бумы традиционно провоцируют погоню за увеличением производства, но не в этот раз. Вся пятерка крупнейших компаний строго контролирует бюджеты капитальных расходов и обещает сохранить инвестиционную дисциплину и в последующие годы.

 

Режем капитальные расходы: инвестиционные расходы «Большой нефти» составят половину от затрат 2013 года, когда нефть тоже зашкаливала за $100. Источник — Bloomberg

«Дисциплина — вот наша повестка дня», — заявил аналитикам главный исполнительный директор BP Бернард Луни.

Крупнейшая британская компания не планирует увеличивать ежегодные расходы, ограничив их рамками $14–15 млрд. Даже прогноз годовых капиталовложений в развитие на среднесрочную перспективу не превышает $16 млрд. И это при том, что в некоторых областях бизнеса инфляционные затраты уже выросли на 10%.

Shell, получившая рекордную квартальную прибыль, придерживается аналогичной политики.

«В нашей схеме распределения капиталов ничего принципиально не изменилось», — пояснила финансовый директор Shell Шинейд Горман.

По ее словам, годовые расходы на капиталовложения в развитие останутся в диапазоне $23–$27 млрд. 

Поскольку существующие скважины истощаются естественным образом, а запуск новых крупных проектов требует не менее пяти лет (а то и более), любое допущенное сегодня отставание в вопросе расширения производства отодвигает перспективы наращивания добычи на неопределенное будущее.

«В предыдущие периоды высоких цен на нефть крупные компании вкладывали значительные средства в глубоководные проекты с длительным циклом. Такие программы сейчас просто не обсуждаются», — утверждает Ноа Баррет, ведущий аналитик по энергетике компании Janus Henderson, управляющей инвестициями более чем на $360 млрд.

На этом фоне объемы капиталовложений в разработку проектов в нефтегазовом секторе в 2022 году рухнули на 30%, а прошлогодние $341 млрд, суммарно выделенные на эти цели «Большой нефтью», на 23% не дотянули до среднегодовых показателей периода до пандемии, констатирует Международный энергетический форум (IEF) в свежем отчете.

На что же тратят огромные деньги компании, не готовые инвестировать их в новые перспективные проекты? Они предпочитают… вознаграждать акционеров, словно компенсируя долгие годы слабой доходности.

 

«Большой нефти» — большие зарплаты. Exxon и Chevron тратят больше на выплаты инвесторам, чем на расширение производства. Источник — Bloomberg

 

Так, Exxon, BP и TotalEnergies уже увеличили объемы выкупа собственных акций, а Chevron в этом году собирается провести рекордный для себя buyback.

Климатический шлейф

Существуют четкие причины, по которым ведущие нефтяные гиганты не просто не увеличивают, а даже сокращают капитальные затраты при первой возможности. Прежде всего, это опасения по поводу изменения климата и неопределенность в отношении динамики спроса на нефть в будущем.

В период пандемии COVID-19 многолетнее давление со стороны инвесторов, политиков и климатических активистов достигло апогея. Поддавшись прессингу, все крупные нефтяные компании пообещали к середине века добиться нулевого уровня выбросов — в той или иной форме. Теперь Big Oil находится под дополнительным давлением — от добытчиков нефти и газа требуют повышения доходности, значительно сократившейся за минувшее десятилетие из-за низких цен и резкого роста капиталовложений.

 «Сегодня любое решение о расширении производства, поддержке или открытии новых проектов по добыче ископаемого топлива всего через несколько лет может поставить крест на доходности предприятия», — считает аналитик Banco Santander Джейсон Кенни.

По его словам, изменение климата, развитие инновационных технологий (например, электромобилей) и переживающая стремительные трансформации государственная политика в отношении выбросов теперь рассматриваются как главные риски в процессе принятия решений о целесообразности инвестирования миллиардов в новые проекты.

Поэтому, если потребители — особенно из стран нетто-импортеров — искренне верят в то, что компании глобальной нефтяной отрасли активно готовятся заменить на рынке уже выводимые за его скобки российские нефть и газ, они глубоко ошибаются. Во всяком случае, именно к такому выводу пришли журналисты Bloomberg.

 

Источник: Bloomberg

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Приоритетной задачей украинских предприятий сейчас остается необходимость пережить военное время с минимальными потерями. Всем ли это удается? Расскажет индекс ожиданий деловой активности.

17 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":3530,"isAuthenticated":false,"user":null}