Нефть недоброй надежды: сработает ли новый план коллективного Запада?
Фото: Freepik

Нефть недоброй надежды: сработает ли новый план коллективного Запада?

12.08.2022

Время прочтения - 7 мин.

На пятом месяце отчаянных попыток остановить российскую специальную военную операцию на украинской земле коллективный Запад, перепробовавший уже семь раундов санкций против РФ, загорелся новой идеей — а давайте запретим России продавать свою нефть на экспорт дороже определенной цены?

Это же ведь так прекрасно: и нефтяной рынок не испытает шока от сокращения предложения примерно на 10%, и российская экономика недосчитается десятков и сотен миллиардов долларов экспортной выручки.

Но, как гласит известная русская пословица…

Гладко было на бумаге…

Тезис о том, что Россия крайне зависима от экспорта энергоресурсов, не нов настолько, что уже может считаться чем-то вроде «Волга впадает в Каспийское море». Так что со стороны Запада было бы непростительной оплошностью не воспользоваться этой уязвимостью российской экономики в попытках принудить Кремль к миру (на западных условиях).

Беда в том, что многие западные страны за последние годы сами основательно подсели на российскую «нефтегазовую иглу». Например, Евросоюз каждый четвертый баррель черного золота до сих пор получал из России.

 

Степень зависимости ЕС от российской нефти. Источники — Европейская федерация транспорта и окружающей среды, Reuters, Graphic News

 

За последние годы только Польше удалось более-менее «соскочить», в основном заместив российскую нефть саудовской. Впрочем, насколько технологически устойчивыми и экономически эффективными окажутся поставки танкерами по сравнению с трубопроводными, еще только предстоит выяснить на практике.

Тем не менее в мае страны ЕС согласовали постепенный отказ от импорта российской нефти к концу года (некоторые участники Союза выторговали себе ряд поблажек и отсрочек). Но это привело лишь к росту нефтяных цен и, соответственно, доходов бюджета РФ — несмотря на то, что Urals продается с огромным дисконтом к Brent.

И тогда глава американского Минфина Джаннет Йеллен предложила зайти с другой стороны. Не блокировать поставки, но «привязать» ключевые услуги, связанные с транспортировкой российской нефти, к заранее определенному потолку цены на нее. Сам потолок можно регулировать, например, через страхование танкеров с грузом из России, сейчас запрещенное западными санкциями.

Если покупатель соглашается на эту «потолочную» цену и подтверждает согласие контрактом, то страховщик получает право, не нарушая санкции, оказать страховые услуги судну, без которых транспортировка нефти практически невозможна. Также обсуждается возможность привлечения к такому ограничительному механизму и судовладельцев.

Предполагается, что в ситуации, когда российский поставщик рискует оказаться вообще без выручки, а иностранный покупатель — без черного золота, оба согласятся на ту цену для российского товара, которую установит Запад. И это, как считают некоторые эксперты, может сработать.

Львиная доля страхования морских перевозок контролируется Lloyd's of London, в том числе около 95% мирового флота нефтяных судов. Перестрахование в весомой степени проходит через Munich Re (ФРГ) и Swiss Re (Швейцария), а многие танкеры, обычно фрахтуемые для перевозок российской нефти, принадлежат судоходным компаниям из стран ЕС — Греции, Мальте, Бельгии.

…да забыли про овраги

Но и скепсиса относительно «потолка цен» высказывается немало. Самое первое, что приходит на ум — необходимо единство всех импортеров нефти в мире. Как минимум, Индия и Китай должны присоединиться к западному картелю покупателей. Но они, мягко говоря, не горят желанием таскать для Запада — в первую очередь, для США — каштаны из огня. Да и вообще, 80% населения планеты живут в тех странах, что не вводили против РФ никаких санкций. Вряд ли их лидеры присоединятся к ограничениям на российскую нефть только потому, что так хотят в Вашингтоне.

Второй сомнительный момент заключается в том, что механизм «потолка цен» никак не исключает использования серых и черных схем на нефтяном рынке. Все эти перевалки в открытом море, нефтяные бленды, исчезающие танкеры и прочие уловки позволяют России получать доходы от экспорта черного золота на уровне как минимум не ниже прошлогодних. А если смотреть на статистику последних месяцев, то и в большем объеме. Да, ЕС работает, чтобы законопатить некоторые щели в собственных санкциях. Но пока это лишь увеличивает издержки европейских стран-импортеров, выражающиеся в том числе в росте инфляции вследствие удорожания моторного топлива.

 

График стоимости нефти Brent. Источник — иллюстрация автора

 

Ну и третий повод для скепсиса — концепция Джаннет Йеллен, поддержанная на саммите G-7, совсем не учитывает… самой России. Точнее, отводит ей роль безропотного «терпилы».

Но что если это не так? Что если Кремль откажется от навязываемых ему правил и проактивно сократит российский сырьевой экспорт? В свете почти четырехкратного ограничения поставок газа в Европу по «Северному потоку» в июле — «по техническим причинам» — такой ответный шаг уже не выглядит абсолютно невероятным. Мировые цены на нефть в таком случае, как считают западные эксперты, могут вырасти до $200–300 за баррель вопреки всем «ограничительным механизмам».

Европейская экономика при этом раскладе отправится в глубокий кризис, превосходящий по масштабам нефтяной шок 1970-х. Причем для ее спасения уже не найдется нового крупного поставщика, которым тогда оказался СССР: ни США, переживающие спад в «сланцевой революции», ни Саудовская Аравия, мощно сократившая вложения в разведку и бурение ради перехода к ненефтяному будущему, ни Иран не смогут — даже вместе взятые — компенсировать в ближайшие годы российский экспорт полностью.

Но способ все же есть…

Пора признать очевидное. Запад сильно недооценил собственное детище — резко усилившуюся экономическую глобализацию, ведь благодаря ей взаимосвязь всех экономик планеты стала беспрецедентно тесной. А само глобальное хозяйство все больше напоминает стеклянный дом, где лучше бы не кидаться камнями. Из-за этого большинство мер, нацеленных против России, ее не останавливают, зато немало вредят самому коллективному Западу. Он теперь вынужден в том числе возвращаться к дровам и углю, отодвигая некогда приоритетную «зеленую повестку» в неопределенное будущее. Но чего не сделаешь ради торжества принципов и приверженности евроатлантической солидарности!

С другой стороны, в рыночной экономике — «весь вопрос в цене». Если Запад готов ее заплатить, сократить сырьевые доходы России все же можно, даже без экзотических механизмов. Например, новая Великая рецессия по образцу 2008 года в состоянии обрушить цены на энергоресурсы в разы. И надолго.

Безусловно, средство это сильнодействующее. Но, как показывает вся мировая история, от него никто из рыночных экономик еще не умирал. Наоборот, многие ученые часто рассуждают про «оздоравливающий эффект» экономических кризисов, выбивающих с рынка «слабые звенья».

Применит ли Запад такой сильный и действенный рецепт? Судя по тому, что сейчас началось обсуждение новой идеи — ввести «штрафные» пошлины на импорт нефти из РФ, чтобы резко сократить маржу российских поставщиков, вряд ли…

Дисклеймер. Инвестирование в любые финансовые активы сопряжено с риском потери капитала. Ничто в настоящем тексте не может считаться инвестиционной рекомендацией или предложением покупать/продавать какие-либо финансовые инструменты. За все свои действия на фондовом рынке каждый инвестор несет всю полноту ответственности самостоятельно.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":3916,"isAuthenticated":false,"user":null}