Молдова: экономика в эпоху COVID-19

Молдова: экономика в эпоху COVID-19

04.12.2020

Время прочтения - 6 мин.

Пандемия короновируса совпала с беспрецедентной засухой, что сильно ударило по экономике страны. Всемирный банк ухудшил прогноз ВВП Молдовы на 2020 год, спрогнозировав падение на 5,2%. Предыдущие два года фиксировался рост — на 4%. Эксперты дружно отмечают, что Молдову ждет рецессия и долгий этап восстановления. Прогнозы о том, что в 2021 году удастся восстановить потери текущего года, уже кажутся излишне оптимистичными.

Средств на поддержку бизнеса нет

Первыми жертвами коронавирусной инфекции стали гастарбайтеры, потянувшиеся обратно в страну на пасхальные праздники. Учитывая, что в начале пандемии еще не было тестов на диагностику болезни, в аэропорту им просто меряли температуру и требовали подписать бумагу, где гражданин обязывался самоизолироваться  на 14 дней. Никто, естественно, этого не соблюдал. Добравшись домой, они тут же шли навещать друзей и родственников. Таким образом заражались целые села, а инфекция начала распространяться по экспоненте.

В отличие от Швеции и Беларуси, Молдова и Приднестровье не искали особых путей и пошагово повторяли действия большинства европейских стран. Спустя неделю после появления первых зараженных молдавское правительство принимает решение о закрытии кафе, ресторанов, развлекательных центров, кинотеатров. Закрыты все рынки, остановлен общественный транспорт. Фактически к 16 марта был объявлен полный локдаун.

Молдова переняла жесткий опыт европейских стран по ограничению бизнеса, но у страны не было соответствующих финансовых ресурсов, чтобы в таком же объеме поддержать мелких и средних предпринимателей, а также простых работников, уволенных или отправленных в отпуска. В итоге, посредством разнообразных налоговых послаблений, власти Молдовы потратили на поддержку бизнеса и пособия безработным $185 млн — т.е. 1,6% ВВП. Всемирный банк отмечает, что это один из самых низких показателей господдержки: Румыния – 5% ВВП, Болгария – 11%, Сербия – 10%, Германия – 24%.

На приведенном ниже графике видно, что главной и самой распространенной помощью стало предоставление налоговых льгот и отсрочка по уплате налогов. Ни о какой точечной раздаче так называемых «вертолетных денег» пострадавшему бизнесу или оставшимся без работы гражданам и речи не шло. Собственно, и раздавать было нечего.

тип помощи

Экономика не выдержит второго локдауна

В октябре в Молдове вновь наблюдается рост числа заболевших граждан. Количество инфицированных в день сегодня достигает 800-900 человек, что говорит о наступлении второй волны пандемии. Молдавское правительство, проанализировав весь масштаб катастрофического урона для экономики за время первого локдауна, уже не готово так категорически копировать европейский опыт.

С марта по май госбюджет Молдовы от налогов и сборов получил на 18% меньше, чем в предыдущем 2019 году. Также нужно учесть, что приток валюты от переводов гастарбайтеров иссяк: многие вернулись домой, а те, кто остался в Европе или России, также сидели в основном без работы. В апреле, в период самого жесткого локдауна, сборы от налогов и сборов обрушились на 31% к предыдущему году.

Только три первых месяца пандемии — с марта по май — привели к падению объема внешней торговли на 23%  ($580 млн). Если пытаться отыскать здесь хоть какой-то позитив, то можно отметить, что импорт сократился на $410 млн, а экспорт только на $168 млн, что хоть отчасти улучшило торговый баланс.

Германия, Франция, Великобритания уже объявили о введении локдаунов. Например, в той же Германии канцлер Ангела Меркель заявила, что компании и фирмы со штатом численностью менее 50 человек получат компенсацию в размере 75% от выручки за этот же месяц предыдущего года. Молдавское правительство — даже если бы оно очень хотело перенять европейский опыт по поддержке мелкого и среднего бизнеса — финансовых ресурсов на это просто не имеет.

Бюджет уже истощен, и все эксперты открыто говорят — второго локдауна экономика не выдержит. Многие упрекают правительство в непоследовательности — мол, поторопились с введением жесткого карантина, когда было 50-60 инфицированных в день, а теперь, когда количество зараженных под тысячу, особых ограничений не планируется.

В Приднестровье похожая ситуация: во время второй волны пандемии инфицируется гораздо больше людей, но действующие ограничения сейчас куда слабее, чем это было в марте-апреле. Власти Приднестровья закрыли границу с Украиной и Молдовой, что вызывало гнев официального Кишинева.

Исследования Всемирного банка

Специалисты Всемирного банка (ВБ) провели очень интересное исследование. Они проанализировали, какие сектора экономики пострадали больше всего, а какие фирмы справились с кризисом лучше остальных.

В целом по стране объемы продаж во время локдауна сократились на 57%, и — вполне предсказуемо — сильнее всего пострадал мелкий бизнес (5-20 работников), как правило, в сфере услуг. Также серьезные убытки несут компании, занятые в производстве — например текстильные или швейные фабрики, работающие на давальческом сырье. Сотрудников приходилось отправлять в неоплачиваемые отпуска.

Сокращение объемов продаж

сокращение объемов продаж

Премьер-министр Молдовы Ион Кику заявил, что количество занятых граждан сократилось на 8,8%, но эта статистика, по мнению экономистов, не учитывает временное увольнение без сохранения содержания.

Также интересно отметить следующее. Как ни странно, крупные компании (сюда ВБ относит предприятия 100+ работников) быстрее адаптировались к новым реалиям. Вполне возможно, это объясняется тем, что у таких предприятий было больше финансового резерва для необходимых инвестиций в преобразование своего бизнеса. Из графика видно, что наиболее крупные предприятия быстрее и активнее осваивали онлайн и переводили сотрудников на удаленную работу, организовывали доставку товаров на дом или на вынос.

Адаптация фирм к жесткому карантину

адаптация бизнеса

Несмотря на локдаун, в стране есть фирмы и компании, которые не только не снизили объемы продаж, но и нарастили их — по сравнению с тем же месяцем предыдущего года. Специалисты Всемирного банка, проанализировав ситуацию, пришли к выводу: компании, где у руля стоит женщина, лучше справились с введением жесткого карантина.

В целом по стране они насчитали примерно 13,5% фирм с выросшими объемами продаж в период локдауна. Так вот, в 11,9% случаях такие предприятия возглавляла женщина-руководитель, а мужчины оказались топ-менеджерами только 1,6% успешных компаний. Отмечено также, что предприятия под руководством женщин реже увольняли работников или отправляли их в неоплачиваемые отпуска.

 P.S. Последние две недели в Молдове активно ходили слухи, что после выборов 15 ноября в стране будет объявлен жесткий карантин, но власти категорически это отрицают. Экс-президент Игорь Додон и победившая его Майя Санду заявили — они категорически против жесткого карантина.

Какой бы сложной ни была эпидемиологическая ситуация, молдавское правительство, судя по всему, постарается избежать повторного введения локдауна, так как это нанесет непоправимый удар по экономике страны.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":969,"isAuthenticated":false,"user":null}