Налог на Google по-таджикски: власть в поиске источников дохода

Налог на Google по-таджикски: власть в поиске источников дохода

01.02.2021

Время прочтения - 6 мин.

Ведущие технологические гиганты планеты обязаны платить налоги в Таджикистане, уверены власти республики. Судя по всему, поблажек не будет — ни для повсеместно распространенного поисковика Google, ни для популярной социальной сети Facebook. Стоит ли игра свеч?

НДС для IT-бизнеса

17 января в РТ в силу вступили соответствующие поправки в Налоговый кодекс. Их еще называют «налогом на Google», и они предусматривают налогообложение иностранных IT-компаний. По данным Налогового комитета (НК) Таджикистана, решение принято в связи бурным развитием IT-технологий и электронной торговли. 

«Новые поправки обязывают иностранные лица, оказывающие непосредственно или через посредников (агентов) электронные услуги на территории Таджикистана, платить налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18% в бюджет республики. Кроме того, все иностранные компании, оказывающие электронные услуги на территории РТ — напрямую или через агентов — на законодательном уровне обязаны встать на учет в налоговых органах республики. Для этого иностранному лицу или налоговому агенту необходимо заполнить и подать соответствующее заявление и иные документы по утвержденной форме не позднее, чем за 20 дней с дня начала оказания электронных услуг», — отмечается на сайте НК РТ.

Судя по тексту разъяснения, речь идет о 18% НДС. Профильные органы пока не сообщают, уведомлены ли должным образом IT-гиганты, оказывающие разнообразные электронные услуги на территории республики. Не говорят фискалы и о том, прошли ли эти предприятия предусмотренную законом регистрацию.

Блогеры под колпаком

А вот местных блогеров — в отличие от транснациональных технологических компаний — налоговый комитет оперативно проинформировал о необходимости делиться с государством полученными онлайн-доходами. 

Многие блогеры, в свою очередь, уверяют, что никаких серьезных заработков у них нет. А все, что они получают, якобы уходит на покрытие расходов на интернет и мобильную связь. Впрочем, детальная инструкция по налогообложению местных лидеров общественных интернет-мнений еще не разработана, но власти обещают не навредить их работе.

Закрыть бюджетную дыру

Интерес к «глобальной паутине» закономерен. Как известно, дефицит госбюджета Таджикистана на текущий год прогнозируется в размере 0,5% ВВП. Вот профильные ведомства и ведут поиск дополнительных источников дохода, чтобы предотвратить дальнейшее сокращение объемов налоговых поступлений. 

По первичным оценкам экспертов, принятые поправки в состоянии обеспечить казну серьезными средствами — особенно, если учесть перманентный бюджетный дефицит. С другой стороны, такой шаг может осложнить процесс развития цифровых технологий в республике и отрицательно сказаться на притоке инвестиций в отрасль, а также на практическом внедрении новых технологий.

От поборов на связь к налогу на Google

Вопросы ужесточения контроля над интернетом и налогообложения внедряемых мобильными компаниями технологий обсуждаются в Таджикистане с 2017 года. Тогда отдельные государственные органы предложили правительству блокировать мессенджеры и мультисервисные телекоммуникационные сети NGN (Next Generation Network). 

В то время мобильные операторы начали предоставлять абонентам услуги международных телефонных переговоров через интернет-мессенджеры по сравнительно низким ценам. И налоговый комитет указал на снижение поступлений от операторов в результате перехода от голосовых звонков к новым решениям, несмотря на увеличение числа абонентов сотовой связи.

А ведь на заре 2000-х Таджикистан занимал одно из ведущих мест среди стран СНГ по развитию IT-технологий. Тогда эта отрасль развивалась довольно быстро, а новые технологические решения внедрялись оперативно. В частности, сеть третьего поколения 3G первой была развернута именно в Таджикистане. С ростом доходов возрастали и объемы налоговых платежей компаний мобильной связи, причем некоторые операторы не раз получали премии «Лучший налогоплательщик года» от НК республики.

В 2011 году ситуация на мобильном рынке стала меняться — в частности, провайдеров обязали платить акциз (3%) на мобильную связь. В 2014 года ставку этого сбора подняли до 5%. Последующие годы запомнились целым рядом мер, предпринятых ради пополнения госказны за счет динамично развивающейся отрасли. 

В частности, это решение о повышении абонентской платы за SIM-карты, ограничение на количество приобретаемых SIM-карт (не более 2 в одни руки). Тогда же был создан Единый коммутационный центр (ЕКЦ), через который проходит весь исходящий трафик интернета и голосовой связи.

Два года назад (в 2018 году) Интернет-провайдеров лишили права самостоятельно заключать договоры с операторами из стран СНГ и Китая. Теперь они приобретают услуги интернета у национального провайдера ОАО «Таджиктелеком». Иной альтернативы нет. Таким образом, весь трафик идет через ЕКЦ, что вполне закономерно провоцирует проблемы со скоростью интернета. 

Поборами доходы не поднять?

Доходы частных операторов связи в последние годы заметно упали. В отрасли снижение связывают с созданием ЕКЦ, введением высоких налогов и возведением иных барьеров. 

Рост прибыли зафиксирован лишь в прошлом году. По итогам девяти месяцев 2020 года мобильные компании заработали $164,6 млн, что на 4,6% больше результата аналогичного периода 2019 года. Но прирост обусловлен подорожанием услуг мобильной связи и массовым переходом на удаленный формат работы из-за коронавируса: просто многие абоненты стали активнее пользоваться мобильной связью и интернетом. 

По итогам третьего квартала 2020 года количество интернет-пользователей в республике превысило 3,1 млн человек, а мобильной — 6 млн. При этом число активных абонентов составляет около 5,3 млн. Услуги интернета и мобильной связи предоставляют 4 оператора. По наблюдениям экспертов, ценник на эти услуги только растет. К примеру, стоимость одного гигабайта мобильного интернета — $3. При этом большинство пользователей жалуется на низкую скорость и высокие цены. 

Судя по результатам ряда исследований, по дороговизне интернета Таджикистан занимает первое место среди стран СНГ. А ведь 15 лет назад республика была передовиком этой инновационной индустрии. И вряд ли «налог на Google» поможет исправить ситуацию. 

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":1000,"isAuthenticated":false,"user":null}