Новые рабочие места — предвыборный конек президентов

Новые рабочие места — предвыборный конек президентов

02.11.2020

Время прочтения - 7 мин.

В США на днях состоятся президентские выборы, и кандидаты наперебой обещают создавать рабочие места. Снижение уровня безработицы и новые рабочие места — это главная фирменная «фишка» предвыборных кампаний в США и развитых странах Европы. Подобные заявления можно услышать в Германии или Великобритании, вот только там этот лозунг звучит накануне парламентских выборов.

Президенты и их «миллионы»

К слову, обещать — еще не значит создать. Дональд Трамп в борьбе за первый президентский срок говорил о 10 млн новых рабочих мест. Реально — до коронавируса — американцы успели создать только 2,4 млн. Теперь безработица снова растет, а президент  Трамп вновь обещает 10 млн рабочих мест — если, конечно, его переизберут.

Став главой украинского государства, президент Ющенко гарантировал согражданам 5 млн новых рабочих мест. О 2 млн говорил Янукович, по одному миллиону обещали Порошенко и Зеленский. Премьер-министр Денис Шмыгаль рассказывал о 500 000 новых рабочих мест, но это уже в 2020 году.

При этом в Украине (а также в России, Беларуси и других странах СНГ) риторика о создании новых рабочих мест не насколько популярна, как в США или ЕС. Украинцы куда больше внимания уделяют не уровню безработицы, а курсу гривны, показателям инфляции и тарифам ЖКХ. В этом и состоит серьезное отличие экономики Украины от американской и даже польской. Варшава вопросам создания новых рабочих мест и снижения уровня безработицы уделяет значительно больше внимания, чем Киев, но, наверное, меньше, чем Вашингтон.

Стоимость рабочей силы — не подсчитать и не проверить

Почему же эти две темы так важны в США — как для политиков, так и для рядовых жителей? Ответ следует искать в понятии «стоимость рабочей силы». Рассуждая об этом термине, у нас чаще всего вспоминают зарплату, и многие уже привычно считают, что именно ее уровень оценивает и определяет стоимость рабочей силы. А это далеко нет так. Размер дохода работника — только один из критериев оценки этого значимого показателя. Важна не только цифра оклада, но и уровень производительности труда, а также ставки налогов, удерживаемых из зарплаты.

Все, кто трудятся в Украине, России, Беларуси и других государствах СНГ, прекрасно понимают, что зарплата может существенно отличаться — в зависимости от компании. Даже при типовой профессии и стандартном графике работы (например, у водителя легкового автомобиля) у сотрудников разных компаний разные доходы. Еще больше отличий по регионам и отраслям. Немалую роль играет и форма собственности работодателя — государственная или частная. Такова наша модель страны.

«Конверты» — удел мафии

В Украине существующие отличия дополняются зарплатой в «конверте»: одним приходится трудиться там, где платят «неофициально», другие работают в компаниях, выплачивающих зарплату «по белому».

Помимо существенных различий в сумме, очень важны условия работы. Чаще всего на практикующих «конверты» предприятиях не принято оплачивать отпуска и больничные листы. Нет у людей уверенности и в том, что в «конверте» окажется полная сумма оговоренной зарплаты. Да и уволить человека можно без выдачи очередной «неофициальной» выплаты. 

Все эти игры —  отсутствие унификации зарплат за одну и ту же работу, разные формы выплат, различия в условиях труда — фактически нивелируют классическую суть понятия «стоимость рабочей силы». В Украине практически невозможно точно высчитать этот показатель. Например, на текущий момент официальная средняя зарплата после уплаты налогов в стране составляет около $330. А по анонимным опросам, в Украине она в реальности достигает $500 — естественно, с учетом «конвертов».

В США зарплата  «в конвертах» — удел мафии. Американцы и жители объединенной Европы давно привыкли получать зарплату «по белому». И, конечно, все обязаны платить налоги, хотя и на Западе их ругают на чем свет стоит. При этом в США и ЕС производительность труда значительно выше, чем в Украине. Но выше и эксплуатация. Работодатель никогда не станет держать на ставке сотрудника, если для него нет достаточного объема работ.

В отличии от Украины, в США или ЕС уволить человека куда проще. Хотя и там работодатели сетуют на неспособность легко и просто избавиться от нерадивого или ненужного сотрудника. Но все же американцев и европейцев увольнять значительно легче, чем украинцев.

Аномалии украинской безработицы или игры с данными

Когда экономика США или ЕС начинает «буксовать», показатели безработицы реально идут в рост. А поскольку на Западе доля «теневой экономики» невелика, потерявший работу человек вынужден идти на биржу труда и жить за счет пособия. Других легальных источников доходов у него нет.

А вот в Украине никто не спешит с регистрацией статуса безработного. Во-первых, это бессмысленно, поскольку отечественная служба трудоустройства не поможет найти работу. Во-вторых, пособие настолько мизерное, что прожить на него невозможно (сейчас это около 1 000 гривен в месяц — эквивалент $35). Поэтому уволенные и сокращенные украинцы ищут новую работу в «теневой экономике». В этом их отличие от граждан США или ЕС.

Вот почему для Америки и Европы показатель уровня безработицы — действительно четкий индикатор состояния экономики страны. Можно хвалиться ростом ВВП, но рост безработицы означает, что бизнес все чаще увольняет сотрудников — следовательно, экономика падает. И наоборот — снижение уровня безработицы свидетельствует о создании бизнесом новых рабочих мест, о реальных выплатах зарплат, с которых удерживаются налоги.

В США и Европе прирост занятости населения ведет к росту покупательной способности. Люди получают вместо скромного пособия зарплату, которая значительно выше. В итоге в их распоряжении больше денег для разноплановых трат. В результате растет торговля и сфера услуг, а это подразумевает рост ВВП и создание новых рабочих мест. В качестве ценного бонуса увеличиваются и доходы госбюджета, поскольку налоги платят все, даже нехотя.

Создание новых рабочих место в США или ЕС — однозначно положительная тенденция, обеспечивающая рост экономик этих стран. Американские и европейские политики обещают рабочие места, понимая простую истину: чем ниже показатель безработицы, тем лучше состояние национальной экономики.

В Украине и России снижение или увеличение числа безработных мало о чем говорит. Согласно официальным данным, за десять месяцев 2020 года количество официально работающих уменьшилось на 300 000 человек. Фактически трудившиеся официально люди потеряли работу.

Формально количество безработных в Украине увеличилось на 440 000 человек, но при этом около 220 000 граждан официально утратили этот статус. Такая вот игра с данными по безработице ведется в Украине.

Работу искать умеем… и без государства

Но есть мнение, что в результате карантина в стране работу потеряло около 3 млн человек. И большая часть из этих миллионов украинцев уже нашла себе другую работу — как правило, неофициальную или за границей. Некоторые вынуждены были соглашаться на малооплачиваемый труд, что запрещено законом. Но когда трудишься неофициально, законы не работают. Выехать на заработки за границу сейчас куда сложнее — в связи с коронавирусом, но возможности есть, как и желающие ими воспользоваться.

Подавляющая часть украинцев никогда не рассчитывает на помощь государства, поэтому потеряв работу из-за карантина и коронавируса, они нашли занятость в «теневой экономике» и за рубежом.

Вот поэтому, когда в США Трамп рассказывает о новых рабочих местах, его избиратели ценят такие заявления. А в Украине президент может пообещать создать любое количество рабочих мест, но эти слова воспринимаются скорее как шутка, чем как реальное обязательство. Людям нужно, чтобы не было карантинов и революций, а создавать и находить рабочие места украинцы отлично умеют сами.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":947,"isAuthenticated":false,"user":null}