Перегибы гиг-экономики: попытка 22 или уберизация на марше

Перегибы гиг-экономики: попытка 22 или уберизация на марше

06.03.2021

Время прочтения - 7 мин.

Процесс уберизации — вывода персонала за штат компаний с присвоением статуса «независимого подрядчика» — семимильными шагами движется по планете. Это явление прочно обосновалось в Калифорнии, спровоцировав неоднозначную реакцию граждан. Как расценивать происходящее — как банальный перегиб воспеваемой многими экспертами гиг-экономики или как один из этапов окончательной ликвидации прежних устоев трудовых отношений?

Откуда ноги растут

Начнем с определения и истоков явления. Уберизация — это замена людей и традиционных бизнес-структур цифровыми платформами и сервисами. А еще это кардинальный пересмотр отношений между работодателем и работником. И, похоже, не всегда во благо рядового труженика.

Названием процесс обязан американской компании Uber, создавшей одноименное приложение для мобильных телефонов. Запуск сервиса датирован 2009 годом. Тогда же появился и термин «уберизация», подразумевающий использование бизнесом инновационных цифровых платформ, позволяющих связывать поставщиков услуг с их потенциальными потребителями. 

Официально первым об уберизации заявил в 2014 году Морис Леви — глава французской медиагруппы Publicis. С того момента слово стало нарицательным, а стараниями СМИ оно быстро разлетелось по всему миру.

Модель ведения бизнеса имени Uber действительно упрощает работу компаний, сводя к минимуму число звеньев между поставщиками и заказчиками услуг.

Кому выгодно

Уберизация избавляет операторов рынка от лишних расходов, а клиентов обеспечивает доступом к рейтинговой системе оценки качества продукта, предоставляемого провайдером. И это очевидно.

Однако полезная, на первый взгляд, тенденция далеко не всем по душе. Критики сетуют на подрыв традиционных корпоративных моделей в тех отраслях, куда она проникает максимально агрессивно — транспорт, маркетин г, гостиничный бизнес. По их мнению, итоги будут печальными — сократится количество рабочих мест, а производственный сектор придет в упадок. Многие экономисты с тревогой отзываются об уберизации, именуя ее источником «вселенского хаоса».

Впрочем, судить о правоте аргументов сторон можно, лишь изучив практические проявления тенденции именно там, где она зародилась — в США.

Prop 22 для Калифорнии

Конечно же, первыми подхватили новый тренд американцы. И вот наиболее яркие примеры торжества уберизации — Uber, Lyft, Airbnb. Но обо всем по порядку.

3 ноября 2020 года жители Калифорнии проголосовали за Prop 22 (Предложение 22), позволив Uber, Lyft и DoorDash квалифицировать своих сотрудников как независимых подрядчиков. Попытка гигантов оказалась удачной.

Любопытно, что достаточно спорную инициативу одобрили 58% избирателей, а это почти 6,7 млн человек. Кстати, кампания в поддержку Prop 22 обошлась организаторам в $200 млн и стала самой дорогостоящей в истории штата.

«Сегодняшняя победа четко свидетельствует, что это решение устраивает большинство водителей, клиентов и избирателей», — отмечалось в заявлении Uber.

А в электронном письме руководство компании уверило водителей, что «будущее их независимой работы — в безопасности».

Калифорнийская инициатива предусматривает новые привилегии для водителей Uber, Lyft и курьеров DoorDash — в частности, почасовой заработок. Но при этом они лишаются полноценной социальной защиты и льгот, ранее доступных при условии официального трудоустройства — страховки, оплаты больничных листов и декретных отпусков.

Очевидно, что Prop 22, разработанная и профинансированная заинтересованными в ней компаниями, максимально полезна именно работодателям, а не персоналу. 

Мало того, это предложение рекламировалось в качестве альтернативы калифорнийскому закону AB 5, сохраняющему социальные льготы, а потому более выгодному именно для работников. 

В поддержку штатных сотрудников компаний-гигантов, в одночасье превратившихся в независимых подрядчиков, выступили профсоюзные организации. Так, Gig Workers Rising, поддерживающая права трудящихся, заявила, что Prop 22 смело можно считать «корпоративным захватом власти». Мол, новая инициатива не обеспечивает работников адекватным медицинским страхованием и справедливой заработной платой, а также лишает прав на компенсацию.

«Принятие Prop 22 стало подлинной потерей для нашей демократии, открывающей двери для других попыток корпораций писать свои правила. Когда корпорации тратят сотни миллионов долларов на разработку собственных законов о труде — даже после того, как наши выборные должностные лица и государственные учреждения неоднократно отвергали их — это поражение нашей системы управления и самих трудящихся», — говорилось в заявлении Gig Workers Rising.

Как бы то ни было, голосование в поддержку Prop 22 выводит Uber и Lyft из крайне щекотливой ситуации — с ней сервисы столкнулись в противостоянии с калифорнийской Фемидой. В августе прошлого года суд штата вынес негативное для гигантов предварительное решение, поскольку они не переквалифицировали своих водителей в штатных сотрудников после вступления в силу местного закона AB 5. В итоге компании проиграли апелляцию, и им дали около 60 дней на подачу ходатайства о пересмотре дела в Верховном суде Калифорнии.

Тем временем в Uber и Lyft утверждают: если бы попытка Prop 22 не увенчалась успехом, им пришлось бы ликвидировать «тысячи рабочих мест» и навсегда закрыть часть сервисов ради сокращения непозволительно высоких затрат на оплату труда персонала.

По словам руководителей Uber и Lyft, большинство водителей предпочитают независимость и собственный график работы. Но, как мы уже упоминали выше, этот статус еще и лишает их всех традиционных льгот штатных сотрудников — оплачиваемого отпуска по болезни, медицинской страховки и различных компенсаций.

Сегодня и другие штаты — на фоне столь мощной поддержки уберизации в Калифорнии — начинают задумываться о принятии аналогичной инициативы.

Традиции Старого Света Uberом не разрушишь

А вот в Европе (главным образом, в старой доброй Англии) Uber и его коллеги испытывают нешуточное давление. 

Так, 6 лет назад небольшая группа британских водителей подала в суд на Uber с требованием признать их штатными работниками сервиса. И недавно Верховный суд королевства вынес постановление, угрожающее разрушить бизнес-модель компании на одном из крупнейших рынков мира.

Вердикт обязывает Uber признать 35 водителей-истцов постоянными сотрудниками. Следовательно, они получат право на оплачиваемый отпуск и больничный, минимальную заработную плату и другие социальные льготы. 

Кроме того, истцы могут рассчитывать на компенсацию до £12 000 каждому.

Важным дополнением к решению Верховного суда стало четкое разъяснение: по мнению британской Фемиды, водителей следует считать сотрудниками Uber в течение всего периода их регистрации в фирменном приложении, а не только во время выполняемых ими поездок. 

Такой вердикт открывает отличные перспективы для более чем 60 000 таксистов Uber и других компаний. Теперь они могут бороться за свои права — даже в условиях набирающей силу гиг-экономики.

«Принятие этого решения будут иметь далеко идущие последствия», — констатировала Мэри Уокер, партнер юридической фирмы Gordons. 

Она убеждена, что накопленный массив претензий в отношении невыплаченной минимальной заработной платы и отпускных вынудит многие компании-гиганты «в срочном порядке пересмотреть привычную практику и связанные с этим риски».

По мнению аналитиков, Uber будет и далее пытаться повторить достигнутый в Калифорнии успех, предпринимая очередные попытки уберизации — уже в других штатах и странах. 

Однако в компании пока не комментируют дальнейшие планы и варианты развития событий, ограничиваясь лишь многозначительной фразой о «потенциально далеко идущих последствиях» для всего сектора. 

Как бы то ни было, решение британского суда формирует прецедент для работников других компаний из мира гиг-экономики в Великобритании и Европе, и, пожалуй, позволяет избежать опасных перекосов и перегибов.

Источники: FT, Bloomberg, Fortune, The Verge

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":1017,"isAuthenticated":false,"user":null}