Украина, Грузия и Молдова: ЕС все ближе, все дороже

Украина, Грузия и Молдова: ЕС все ближе, все дороже

14.06.2021

Время прочтения - 7 мин.

Министры иностранных дел трех стран подписали меморандум о начале усиленного сотрудничества по вопросам европейской интеграции «Ассоциированное трио». Активизация процесса понадобилась для того, чтобы эффективнее согласовывать шаги и преодолевать проблемы на тернистом пути в Евросоюз.

Напомним, Украина, Грузия и Молдова с 2009 года являются членами Восточного партнерства — проекта ЕС, созданного для развития его связи с шестью странами бывшего СССР: Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной.

Есть еще несколько объединяющих факторов: все три государства объявили вступление в Евросоюз целью своей внешней политики, подписали соглашение об ассоциации и имеют безвизовый режим со странами альянса. Министры иностранных дел, комментируя подписание документа, единодушно отметили главную цель — ускорение экономического и секторального вливания в объединенную Европу.

«“Ассоциированное трио” — это наше сообщение о том, что альтернативы интеграции для стран-партнеров нет», — заявил глава украинского МИД Дмитрий Кулеба.

Министр иностранных дел Молдовы Аурелиу Чокой подчеркнул, что проект «в основном направлен на упорядочение трехстороннего сотрудничества и дипломатических усилий».

В свою очередь представитель грузинского правительства Давид Залкалиани сказал, что «на базе меморандума внешнеполитические ведомства стран-участниц определят конкретные шаги и будут работать вместе, чтобы усилить политический диалог с ЕС».

Формально инициатива включает три основных направления:

  • структурирование консультаций между министерствами иностранных дел;
  • их привлечение к диалогу с европейскими институциями и членами ЕС;
  • координацию позиции стран внутри Восточного партнерства.

Последний пункт особо отметил глава украинского МИД. По его словам, «Ассоциированное трио» должно сыграть важную роль в подготовке следующей встречи в рамках проекта.

Желания и возможности

Брюссель в лице спикера Европейской службы внешних связей Петера Стано 18 мая 2021 года поддержал подписание соглашения и заявил, что документ позволит расширить сотрудничество трех стран с ЕС в рамках евроинтеграции как ассоциативных членов ЕС и как участников Восточного партнерства.

Впрочем, когда оно только создавалось и, в особенности, когда Украина, Молдова и Грузия подписали Соглашение об ассоциации, также звучало немало позитивных откликов из зарубежья. При этом официальные лица всех рангов многократно повторяли, что ни первое, ни второе не гарантируют вступления в Евросоюз, поскольку это — разные форматы сотрудничества. Сейчас ЕС имеет соглашения с более чем 30 странами мира, но это не значит, что все они станут его членами, тем более, что находятся не только на европейском континенте. Тем не менее ассоциация позволяет создать необходимые экономические и политические предпосылки для присоединения. Процесс этот, очевидно, не будет скорым. Даже в Турции, состоящей в НАТО, давно имеющей ассоциативный статус и еще в 1999 году ставшей кандидатом на вступление в ЕС, никто не рискнет назвать дату обретения страной полноправного членства.

В связи с этим реакцию экспертов на создание трио нельзя назвать безусловно позитивной. К примеру, координатор программы GPPAC Заал Анджапаридзе полагает, что этот факт вряд ли повлияет на ускорение процесса евроинтеграции. По его словам, для этого, прежде всего, необходимо принятие политического решения Брюсселем. В обозримом будущем, считает Анджапаридзе, последний будет держать трио на дистанции, следуя уже сформировавшемуся подходу «More for more». Есть и более радикальные мнения.

Однако именно трудности, связанные со вступлением в ЕС, и стали причиной создания нового формата сотрудничества. Оно, по замыслу инициаторов, должно помочь трем странам сломать устоявшиеся представления Европы о них.

Правильные слова

В официальном заявлении «Ассоциированного трио» говорится, что Украина, Грузия и Молдова будут проводить реформы, позволяющие создать зону свободной торговли с ЕС и заодно расширить собственное экономическое сотрудничество. В первую очередь это касается транзита товаров через страны в ЕС и обратно. Цель — до минимума свести таможенные формальности и дать возможность грузам свободно передвигаться по территории государств-участниц.

Кроме того, трио берет на себя обязательство по борьбе с коррупцией и контрабандой, чтобы снять участившиеся претензии Брюсселя к Тбилиси, Киеву и Кишиневу. Крайне важно обеспечить открытый обмен информацией о движении товаров через таможни этих стран. Как известно, злоупотребления расцветают тогда, когда отсутствует прозрачность.

Энергичные движения

В меньшей степени для Грузии, в большей — для Украины и Молдовы актуально расширение сотрудничества с ЕС в сфере энергетики. Влиться в экосистему Евросоюза, избежать зависимости от России — две важные задачи будущего. К примеру, в Украине только Бурштынский энергоостров запитан на европейские станции, большая же часть страны от них изолирована.

Еще одно перспективное для трех государств направление — развитие зеленой энергетики. Скандал с изменениями тарифов, урегулировать который пришлось украинским законодателям, показывает, что странам необходимо внедрять новые технологии производства электроэнергии без ущерба для собственных производителей. Брюссель делает ставку на альтернативные источники энергии. Уже в скором будущем страны ЕС до минимума сведут потребность в угле и природном газе при производстве электричества. В этом же направлении должны продвигаться Украина, Грузия и Молдова.

Примечательно, что в апреле нынешнего года представители отраслевой инициативы European Hydrogen Backbone, объединяющей 23 инфраструктурные компании, заявили, что украинская газотранспортная система станет частью коридора для экспорта водорода в Евросоюз. В то же время, как сообщил и. о. директора Госэнергоэффективности Украины Константин Гура, в соответствии с целями энергетической стратегии на период до 2035 года производство водорода в стране может составить 5,5 млрд кубометров в год. Цель — амбициозная и требует скорейшей законодательной поддержки.

«Дойти до кондиции» предстоит самостоятельно

Пандемия коронавируса оказалась жестоким испытанием для всего мира. Среди прочего она выявила уязвимость медицины Украины, Молдовы и Грузии. Сегодня перед этими странами стоит задача реформировать здравоохранение в соответствии с европейскими стандартами. Тем более что ЕС готов помочь — как в рамках межправительственных консультаций, так и за счет грантов и финансирования совместных программ.

Участницы «Ассоциированного трио» нуждаются в создании медицинской страховой системы, обеспечивающей работу отрасли на европейском уровне. В частности, украинское здравоохранение сегодня — это комбинация устаревших подходов советского времени (не предлагающих качественных услуг, но требующих больших средств из госбюджета) с медицинским страхованием, работающим крайне слабо и неэффективно. Переход на практику «семейного врача» идет медленно и явно не поспевает за изменениями, происходящими в медицинской сфере. Есть надежда, что «Ассоциированное трио» может стать для Украины, Грузии и Молдовы той платформой, которая позволит провести необходимые реформы в рамках Соглашения об ассоциации и реально претендовать на членство в Евросоюзе.

Тем более, что если раньше Брюссель допускал включение в ЕС стран, которые необходимо было доводить до нужной «кондиции», то теперь там хотят, чтобы кандидаты осуществили все реформы сами. Их присоединение к ЕС не должно создавать блоку дополнительных экономических и политических проблем.

Так что все — в руках руководства Украины, Грузии и Молдовы. Государствам предстоит не на словах, а на деле доказать свое соответствие требованиям альянса. Тогда членство в ЕС перестанет быть мифом и превратится в реальность.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Приоритетной задачей украинских предприятий сейчас остается необходимость пережить военное время с минимальными потерями. Всем ли это удается? Расскажет индекс ожиданий деловой активности.

17 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":1863,"isAuthenticated":false,"user":null}