Веерные веяния украинской энергетики: есть ли свет в конце туннеля

Веерные веяния украинской энергетики: есть ли свет в конце туннеля

30.12.2021

Время прочтения - 8 мин.

В Украине ждут приближения Нового года и серьезных холодов. На этом фоне все чаще звучат разговоры о высокой вероятности масштабных отключений электроэнергии — даже во время праздников.

Действительно ли риск перебоев в энергоснабжении так велик и близок? Кто виноват в том, что на энергетическом рынке страны сложилась критическая ситуация? И что делать?

Солнце, ветер и вода хороши, но не всегда

В зимний период месячный объем потребления электроэнергии в Украине составляет около 15,6 млрд кВт-часов. При этом около 9 млрд генерирует атомная энергетика, закрывая почти 60% потребностей. В декабре в строю 14 из 15 энергоблоков украинских АЭС. И ядерного топлива хватает.

Примерно 400 млн кВт-часов производят гидроэлектростанции, а еще 770 млн — обеспечивают альтернативные источники (СЭС и ВЭС). 

Вроде бы все в порядке, и поводов для тревог нет. Но для бесперебойного снабжения страны электроэнергией необходима гарантированная работа ТЕЦ и ТЕС — именно они перекрывают регулярно возникающий дефицит генерирующих мощностей.

С помощью американских партнеров Киев планирует увеличить количество энергоблоков на АЭС и сократить степень зависимости от тепловой генерации. Но это вопрос отдаленной перспективы. А пока Украина очень сильно зависит от тепловой электроэнергии, и это самое узкое место отечественной энергетики.

Тут важно понимать — специфика работы атомных станций не позволят быстро запускать или останавливать реакторы. Поэтому для регулирования пиковых нагрузок требуются тепловые станции — их гораздо проще запустить и оперативно остановить.

Полный отказ от тепловой генерации в принципе невозможен — даже в светлом будущем, когда страна якобы перейдет исключительно на АЭС и экологически чистые альтернативные и возобновляемые источники.

Впрочем, есть вариант: можно существенно уменьшить долю тепловых станций в общем объеме генерации и избавиться от одной из самых больших проблем — зависимости Украины от ископаемого сырья.

Газ взлетел до небес…

ТЭЦ и ТЭС способны работать на угле, мазуте и природном газе. Но сегодня стоимость голубого топлива недопустимо высока. На Украинской энергетической бирже в декабре газ для промышленных предприятий поставляли примерно по ₴40 за 1 кубометр, а временами ценник взлетал за отметку в ₴60. Это заоблачные цены. Потому и электроэнергия получается невероятно дорогостоящей.

В стремлении хоть как-то исправить ситуацию правительство Украины приняло решение — обеспечить ТЭЦ и ТЭС природным газом по ₴7,68 за 1 кубометр. Задекларировать легко, а вот сделать сложно.

Немалая часть тепловиков банально не сможет воспользоваться этой льготой, ведь для приобретения дешевого газа необходимо внести предоплату за весь объем на отопительный период, да еще и погасить старые долги.

Поэтому несколько ТЭЦ в Киеве и Харькове с помощью местных бюджетов закупили льготный газ, но подавляющее большинство их региональных коллег все же сделали ставку на уголь — как альтернативу непрестанно дорожающему газу.

…а уголь — в дефиците

И тут вновь возникает актуальная для украинской энергетики проблема. В прошлом году на начало отопительного периода было запасено около 4,2 млн тонн угля, а в 2021 году — всего 1,5 млн тонн. Но на месяц зимней работы требуется не менее 3 млн тонн, поскольку тепловые станции помимо генерации электроэнергии обязаны обеспечивать теплоносителем системы центрального отопления.

На этом фоне формируется реальный риск веерных отключений. Тепловики живут по простому правилу — зимой в первую очередь необходимо поддерживать заданную температуру теплоносителя, чтобы не замерзла система центрального отопления, а генерация отходит на второй план. Соответственно, ТЭЦ и ТЭС при нехватке угля/газа вынуждены останавливать выработку электроэнергии ради спасения центрального отопления от замерзания.

Поэтому слова о том, что Украину может спасти только теплая зима, далеки от шутки. Благоприятная погода действительно позволит существенно сэкономить уголь и газ. А при сильных и устойчивых морозах станции на ископаемом топливе вынуждены будут переходить в режим аварийной ситуации, провоцируя масштабные отключения.

В Украине за месяц добывают 2,5 млн тонн угля. Поэтому Киев и раньше закупал это сырье за границей. Чаще всего — в России, но сегодня по политическим причинам такой канал поставок отпадает. Правительство начало скупать уголь в США и Польше. Была попытка заключить контракты с Казахстаном, но Россия не пропускает вагоны через свою территорию. Можно подумать о закупке в ЮАР (такое уже практиковали) и даже в Австралии.

Как бы то ни было, сейчас важно обеспечить поставки угля хотя бы на уровне минимальной месячной нормы — тогда можно не бояться веерных отключений. По данным Минэнергетики, на 9 декабря 2021 года на 11 тепловых электростанциях запасы угля были ниже нормы. К концу месяца ситуация не улучшилась. Хотя чиновники надеются, что поставки топлива из США помогут. Возможно, они правы — как и президент Зеленский и премьер-министр Шмыгаль, уже пообещавшие не допустить веерных отключений.

Импорт последней надежды

Есть способ выкрутиться из непростой ситуации — импорт электроэнергии. Но опять возникает нюанс. Сейчас энергетическая система страны разделена на две зоны, и они технологически не способны передавать электроэнергию друг другу. Есть так называемый Бурштынский энергоостров (он позволяет экспортировать электроэнергию в ЕС и поставлять ее из Евросоюза), а также остальная часть сети Украины, способная импортировать электроэнергию из Беларуси и России. По плану правительства, к 2024 году вся энергетическая система страны будет присоединена к ЕС, а с практикой импорта из государств СНГ будет покончено.

Но сейчас энергетика Украины зависит от этих двух стран. Так сложилось исторически, и закупки позволят успешно компенсировать возникший дефицит. Но опять начинается политика — Киев не хочет заключать контракты с Москвой и Минском, хотя эти поставки обходятся дешевле электроэнергии, произведенной украинскими тепловыми электростанциями — даже с учетом всех пошлин и налогов. А самыми главными противниками закупок электроэнергии в РФ и РБ выступают силы, связанные с… тепловой энергетикой.

Но даже политика порой отходит на задний план, и сегодня Украина закупает электроэнергию в Беларуси в небольших объемах — до 5% общих потребностей. По сути, импорт остается вариантом «последней надежды», а не реальной альтернативой тепловой энергетики.

Кого теперь винить?

Как и почему в стране сложилась настолько критическая ситуация? По большому счету, всему виной накопленные за многие годы долги населения за потребленную электроэнергию (особенно за газ и отопление). По официальным данным, граждане задолжали ЖКХ за оказанные услуги более ₴60 млрд. Сегодня только долг перед тепловыми электростанциями превышает ₴11 млрд — и это только за потребленную электроэнергию. А еще накопились впечатляющие суммы за отопление.

В результате у ТЭЦ и ТЭС просто нет денег на топливо. Сегодня звучат заявления о том, что украинские энергетики не хотели закупать дешевый газ летом. Это безосновательные обвинения. Желание у них было, а денег не было, и они постоянно просили правительство о закрытии долгов населения за прошлые периоды или выделении дотаций.

Но чиновники откладывали вопрос «на потом» в надежде на то, что граждане летом погасят накопленные ранее долги. Этого не произошло, и потому украинская энергетика встретила начало нового отопительного сезона без угля и газа.  

Сегодня станции вынуждены работать с колес, закупая топливо по мере возможности хоть в каких-то объемах, чтобы полностью не остановиться. Зачастую приобретение угля и газа ТЭЦ и ТЭС финансируют за счет взятых в госбанках кредитов. Нет сомнений в том, что эти займы пополнят категорию проблемных, а Кабмину придется в будущем искать лазейки, принимать постановления и законы, позволяющие закрыть накопившиеся долги.

Как спасти «заложника»?

В итоге заложником неплатежей населения стала украинская энергетика. Образовался замкнутый и порочный круг: граждане продолжают накапливать чудовищные долги перед компаниями, поставляющими тепло и электроэнергию, те, в свою очередь, не могут рассчитаться с электростанциями, а у ТЭС и ТЭЦ нет денег на погашение старых задолженностей и закупки топлива.

Скорее всего, Украине удастся избежать масштабных отключений электроэнергии в регионах — как минимум, в праздничные дни — например, за счет кредитов госбанков, за счет авральных закупок угля и электроэнергии за границей.

А дальше вся надежда лишь на теплую зиму — на возможность выжить в отопительный период с минимальными запасами угля и газа.

Но проблема остается нерешенной. Ситуация в энергетике невероятно сложная, и система действительно требует масштабных, безотлагательных и кардинальных реформ. А пока правительство не научит граждан полностью и своевременно оплачивать все услуги ЖКХ, вопрос дефицита угля и газа неизменно будет актуальным, зимний период придется жить в аврально-аварийном режиме, а за новогодним столом периодически будет звучать тост «За свет в конце туннеля».

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Приоритетной задачей украинских предприятий сейчас остается необходимость пережить военное время с минимальными потерями. Всем ли это удается? Расскажет индекс ожиданий деловой активности.

17 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":2405,"isAuthenticated":false,"user":null}