Американские горки: три всадника приближающегося «апокалипсиса»

Американские горки: три всадника приближающегося «апокалипсиса»

23.05.2022

Время прочтения - 7 мин.

Известная поговорка трейдеров гласит «Sell in May and go away». Шуточное, на первый взгляд, правило приобрело популярность в такой степени, что многие относятся к нему вполне серьезно. Настолько, что в нынешнем году распродажи на фондовом рынке США взяли старт задолго до последнего месяца весны.

Что же так напугало профессиональных игроков биржи? Как американский фондовый рынок справляется с рисками инфляции, рецессии и стагфляции?

Инфляция

Инфляционные риски начали расти примерно год назад — вследствие пандемии COVID-19. До этого Америка целое десятилетие наслаждалась низкой инфляцией, позволявшей удерживать процентные ставки на экстремально низких уровнях, а также сохранять стимулирующую денежно-кредитную политику. Что выступало одним из очень значимых мотивов для притока средств на американский фондовый рынок. Который после Великой рецессии 2008–2009 гг. без проблем обновлял один исторический максимум за другим.

Но первый «всадник апокалипсиса», имя которому, как мы знаем, Чума — или, говоря современным языком, «пандемия новой коронавирусной инфекции» — смешал все карты. Не без помощи специально обученных людей, конечно. Ввиду жестких противопандемийных ограничений, попеременно вводившихся в разных странах мира, пострадали глобальные цепочки товарных поставок. В том числе — продовольствия, энергоресурсов и компонентов для электроники. Это вызвало дефицит и рост цен.

Впрочем, «постарались» и монетарные власти. Масштабы смягчения денежно-кредитной политики, бюджетного и фискального стимулирования в развитых странах оказались беспрецедентными. Если же называть вещи своими именами, то до рекордных уровней выросли балансы ведущих центральных банков, что, по сути, означает колоссальную денежную эмиссию. Сочетание этих двух факторов — крупных сбоев на стороне производства и гигантского расширения монетарного предложения — не могло не спровоцировать инфляционного всплеска.

 

CPI — индекс потребительских цен США по всем группам городских потребителей. Динамика в % по отношению к предыдущему году. Источник — Federal Reserve Economic Data

 

Он начался в прошлом году. И к нынешней весне достиг феерических масштабов. Так, в США в марте 2022 года инфляция в годовом выражении превысила 8,5%: такого прироста индекс потребительских цен не показывал 40 лет. И это поставило ФРС США перед необходимостью крутых изменений в политике.

Рецессия

Надо сказать, американский Центробанк до последнего оттягивал переход к ужесточению денежно-кредитной политики. Некоторые эксперты считают, что даже слишком — из-за чего теперь приходится «натягивать вожжи» даже резче, нежели хотелось бы.

Но и главу ФРС Джерома Пауэлла можно понять. Нет, дело не в том, что выдвиженец предыдущего президента должен был завоевать расположение у новой вашингтонской администрации, чтобы остаться на посту. Но вся проблема в том, что крупнейшая в мире экономика, ослабленная из-за воздействия пандемии, подавала крайне противоречивые сигналы. В том числе создавала почву для опасений по поводу спада деловой активности. К тому же проинфляционные факторы казались год назад временными.

В общем, ФРС стала действовать, когда бездействовать было уже нельзя. Пусть даже экономика так и не пришла в «надлежащую» форму. В марте ставка была повышена впервые с 2018 года — всего на четверть процентного пункта. В мае потребовалось повышение уже на половину пункта. И Джером Пауэлл заявил, что при необходимости будет еще несколько таких же повышений с таким же шагом. До тех пор, пока инфляция не войдет в рамки.

А это прогнозируется сейчас только на следующий год. И усредненные прогнозы экспертов показывают, что ставка ФРС может достичь 2,25–3,25% к концу 2022 года — безумно много в сравнении с 0,15% (целевой уровень — 0,0–0,25%) годовых на минувший январь.

Инвесторы сразу вспомнили, как «лучший глава ФРС» Алан Гринспен на рубеже веков точно так же боролся с инфляцией, загнав ставку в потолок (а экономику страны отправив в рецессию). Опасения по поводу повторения чего-то похожего стали доминировать на рынке, а некоторые вспомнили уже забытый термин «стагфляция» — коварное сочетание высоких темпов роста цен и полного застоя в экономике. Последний раз такое наблюдалось в 1970-х и обошлось Америке очень дорого во всех смыслах. В общем, еще один «всадник апокалипсиса» — по имени Голод — явился пугать инвесторов и трейдеров. Они дрогнули.

Тенденция

Тем более что явился и третий «всадник» — Война. Вооруженный конфликт между РФ и Украиной, который российские источники называют «специальной военной операцией», не только дестабилизировал рынки энергоносителей, а также продовольствия, но и создал новые риски. Точнее, возродил старые.

Впервые за 40 лет в мировом воздухе запахло военной грозой, а разговоры о применении ядерного оружия, пусть и тактического, перешли из разряда «немыслимо!» в категорию возможного при определенных обстоятельствах. И даже дискуссии о Третьей мировой перестали казаться исключительной вотчиной пикейных жилетов.

На этом фоне рынки не выдержали. Распродажи начались еще в первые недели «спецоперации». А в мае страхи достигли локального апогея. На неделе, которая завершилась 12 мая, американские фондовые индексы S&P и NASDAQ показали самое затяжное по срокам падение за 10 лет, а Dow Jones — с 1980 года. Первые два облачались в «красное» уже шестую неделю подряд, старейший рыночный барометр — седьмую. Причем в процессе было установлено еще два антирекорда: 5 мая Dow упал на 1 120 пунктов, повторив апрельский обвал. Nasdaq Composite рухнул на 5,2%, что стало для него худшим днем с начала 2020 года.

В общем, сильный страх стал преобладающим настроением на Уолл-стрит в этом году. Индекс рыночного страха и жадности CNN Business составляет всего 15 из 100, что по методологии издания указывает на «экстремальный страх». При этом индекс S&P 500 ушел глубоко ниже своей четырехмесячной скользящей средней, сигнализируя о крайне низком спросе на рисковые активы, к которым относятся акции. Некоторые индикаторы говорят о возможном переходе рынка на медвежью территорию.

Вместе с тем американская экономика остается устойчивой. Почти каждый, кто хочет найти работу, может ее получить. Бум на рынке жилья продолжается. Расходы потребителей, обеспечивающие две трети американского ВВП, не снижаются. Да и ситуация на фондовом рынке сквозь призму «длинных» трендов не выглядит угрожающей, хотя коррекция может оказаться глубокой.

 

Динамика индекса DJIA — на короткой и длинной дистанциях. Источник — Federal Reserve Economic Data

 

Но все коррекции рано или поздно переходят в новую волну роста. Поэтому сейчас, быть может, уже пора обратиться к еще одному правилу Уолл-стрит: «Don’t panic!». Ибо оно верно во все времена.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

В надежде на ралли Санта-Клауса

В надежде на ралли Санта-Клауса

После того, как индекс S&P 500 показал два месяца подряд прироста, многие инвесторы надеются еще на один победный период. Однако прежде, чем это произойдет, им предстоит пережить волнующую событиями нынешнюю неделю.

13 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Праздник на технологической улице

Праздник на технологической улице

Опубликованные на прошлой неделе данные об инфляции в США придали рынкам энтузиазма, поскольку годовой рост потребительских цен в октябре замедлился до 7,7% по сравнению с ожидаемыми 8%. Как показывают данные фондового рынка, наибольшую выгоду от этого извлекли техногиганты, такие как Amazon и Meta.

15 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":3380,"isAuthenticated":false,"user":null}