Европа прописала Украине квотное

Европа прописала Украине квотное

16.03.2021

Время прочтения - 6 мин.

Взаимовыгодные поставки продовольственных и непродовольственных товаров — одна из основ успешной экономической политики любого государства. Иногда это взаимодействие осуществляется на льготных условиях — к примеру, с отменой таможенных тарифов на отдельные виды экспортируемых товаров. Именно такую возможность получили украинские производители продовольствия в 2016 году. С тех пор, почувствовав выгоду беспошлинной торговли, многие политики принялись спекулировать на этой теме. 

Нередко информация заведомо искажается, порождая много мифов и выдумок о квотах на поставку продуктов из Украины в ЕС. Причем зачастую идеализируется сама идея беспошлинной торговли, как чуть ли не единственное условие экономического роста страны. Однако есть ли смысл в постоянном расширении и продлении квот? Или стоит обратить более пристальное внимание и на другие возможности — к примеру такие, как развитие собственных брендов?  

Переход границы

Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС с 2016 года отменяет большую часть таможенных тарифов на экспорт украинских товаров. Суть зоны свободной торговли как раз и состоит в минимизации количества пошлин и ограничений. Но это, в основном, касается непродовольственных товаров. При продаже украинского чугуна или стали в ЕС уже давно нет никаких квот и таможенных тарифов. 

С аграрным сектором все иначе. Евросоюз дотирует эту отрасль из бюджета, а потому в обязательном порядке требует платить таможенные пошлины на продукцию, поставляемую из любых стран мира. К примеру, США, ввозя в ЕС кукурузу, раскошеливаются и на таможенные платежи. Для стран-импортеров это своего рода самозащита: появление на европейском рынке этой культуры по более низким ценам развалило бы всю систему дотирования аграрного сектора. Поэтому поставлять продукты в ЕС можно в любых количествах, но нужно платить пошлины. К слову, аналогичная политика используется и другими странами мира. 

Это касается и условий Соглашения об ассоциации Украины с ЕС.

Бизнес есть бизнес

Как любая льгота, отмена таможенных пошлин не может быть мерой безграничной. В 2017 году ЕС и так уже согласился их увеличить, однако украинский бизнес просит еще больше беспошлинных квот, время от времени призывая к пересмотру соглашения. Следует заметить, что в действительности для этого никаких изменений в соглашение вносить не требуется. Необходимо лишь обратиться в соответствующие органы руководства Евросоюза и в процессе переговоров добиться решения вопроса — как это было сделано ранее. Хотя процедура увеличения беспошлинных квот сложная и длительная, механизм этот в ЕС работает.

Всего Украина имеет 36 таких квот на поставку продовольственной группы в ЕС и три ответные на импорт, причем несколько позиций — зеркальны. Так, Украина может без таможенных сборов поставить в страны альянса 19 200 тонн мяса птицы, а ЕС в Украину — 8 000. То же самое — по свинине и сахару. 

Но бизнес есть бизнес. Часто отдельные беспошлинные квоты вообще не используются, в то время как другие «улетают» в считанные дни. В качестве примера рассмотрим экспорт украинского меда. Страна имеет беспошлинную квоту на 6 000 тонн, но она осваивается буквально в течение первых дней января, в то время как всего в ЕС поставляется около 70 000 тонн этого продукта. Поэтому большая часть поставок облагается пошлиной в 17,3%.  

Конкуренцию никто не отменял

Фактически Украина поставляет в ЕС продукты в количестве, значительно превышающем объем, на который распространяются таможенные льготы. Страна кормит Европу пшеницей, кукурузой, ячменем, мясом птицы, экспортирует яблочный и виноградный соки, томатную пасту, крахмал и ряд других товаров. 

Интересная ситуация наблюдается на рынке сахара. Украина полностью использует свою квоту, поставляя значительно больше льготного объема, в то время как Евросоюз эту позицию не осваивает: европейский сахар (при предусмотренной квоте) в Украину не экспортируется. 

Зато со свининой — все в точности до наоборот. Украина не использует беспошлинную квоту на поставку этой продукции в ЕС, в то время как ЕС практически полностью ее выбирает, поставляя довольно много такого мяса. Между тем легендарное украинское сало (при грамотно раскрученном бренде!) наверняка пришлось бы европейскому покупателю по вкусу. 

Узнаваемость бренда — условие немаловажное

Внешняя торговля — бизнес сложный, а беспошлинные квоты — лишь помощь, но никак не экономическое чудо. И на самом высоком уровне конкуренцию никто не отменял. Вот и неспособность Украины продавать свинину в ЕС по большей части связана с отсутствием возможности конкурировать по цене с европейскими коллегами. Вот одна из причин. Таможенных обязательств нет, но в отличие от членов Евросоюза себестоимость производства свинины из-за дороговизны кормов в Украине довольно высока, что ставит страну в проигрышную позицию.

Неприятная для украинской экономики ситуация сложилась и на рынке кондитерских и шоколадных изделий, молочной продукции и некоторых готовых продуктов. Государство практически не использует (а зачастую, не использует совершенно) беспошлинные квоты по их поставкам в ЕС. Парадокс: квоты есть, но воспользоваться ими возможностей нет. Причина — в отсутствии узнаваемости товара. Для того чтобы украинский шоколад «пошел» на европейском рынке, бренд должен быть на слуху: готовые пищевые продукты вообще всегда продают с помощью раскрученных названий. Давно известно, что чаще потребитель покупает изделие, исходя не из вкусовых характеристик или параметров качества, а откликаясь на «имя» товара. 

Не зерном, а печеньем

Да, Украина может еще договориться об увеличении беспошлинных квот. И, допустим, вместо одного миллиона тонн кукурузы будет поставлять в ЕС два миллиона. Но это все равно мало поможет росту экономики. 

Сегодняшние реалии наполняемости рынка и уровня конкуренции буквально требуют, чтобы производители готовой продукции акцентировали внимание на раскрутке собственных брендов. Только тогда реально нарастить экспорт готовой продукции с добавленной стоимостью. И квоты, которые остаются всего лишь «актом доброй воли», уже не были бы так необходимы.

Продавать готовое более выгодно не только для оздоровления государственной экономики, но и для развития бизнеса. И в этом направлении нужно двигаться. Просто же мечтать о том, что ЕС однажды отменит все пошлины на ввоз пшеницы или кукурузы — идея бесперспективная. Зерно продавать не сложно. Но лучше предлагать зарубежному покупателю ароматное, узнаваемое украинское печенье. Тем более, что по качеству оно способно конкурировать с европейским.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Приоритетной задачей украинских предприятий сейчас остается необходимость пережить военное время с минимальными потерями. Всем ли это удается? Расскажет индекс ожиданий деловой активности.

17 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":1023,"isAuthenticated":false,"user":null}