Время прочтения - 6 мин.
Как утверждают очевидцы, даже спустя полгода после захвата Россией южных районов Украины, на неподконтрольных Киеву территориях продолжают работать некоторые отделения украинских банков, а магазины и рынки принимают гривну зачастую более охотно, чем рубли. Как и почему это происходит, нам помог разобраться руководитель филиала крупного украинского банка, хорошо знакомый с ситуацией, но пожелавший остаться не названным.
Деньги — кровь экономики. В начале лета наблюдатели говорили о значительном снижении гривневой денежной массы на оккупированных территориях, но полного вымывания так и не произошло.
Более того, сейчас на юге наблюдается рост притока кэша и удешевление обналичивания украинской валюты. Реальность такова, что по сравнению с первыми месяцами войны стоимость перевода гривны в наличную форму, достигавшая в некоторых случаях 20–30%, снизилась до 3–6%. Хотя в селах многие услуги остаются недоступными, а банкоматов там и до войны не было.
Оборот гривны на оккупированных территориях стимулируют немалые сбережения граждан, хранившиеся «под подушкой» или оперативно переведенные в наличную форму, регулярные выплаты пенсий и пособий украинскими властями, ну и, конечно же, нежелание большинства граждан принимать оккупацию, как свершившийся факт.
Пока армии воюют, на оккупированных Россией территориях образовалась параллельная сфера финансовых услуг. За полгода она разрослась и стала более организованной. Функцию выдачи наличной гривны через платежные терминалы повсеместно взяли на себя торговые сети. Снять деньги с карты можно во многих пунктах обмена валюты, но под больший процент.
Финансовый сектор подпитывают и профессиональные водители-челноки: вместе с личными вещами и грузами они перевозят через блокпосты немалые наличные суммы. Этих людей зачастую ненавидят, но прожить без них невозможно.
Где снять деньги с банковской карты?
В торговых сетях через кассу
Это самая распространенная форма перевода «карточных» денег в наличную форму. Стоимость зависит от конкуренции. Но если в первые месяцы войны процент доходил до 20–30%, то теперь, как правило, не превышает 3–6%. Хотя реальность такова: чем дальше вы от цивилизации — тем дороже.
В банковском отделении
Хотя сотрудничество с оккупационными властями в обществе воспринимается в основном негативно, вопросы работы коммерческих банков Нацбанк Украины оставил на усмотрение собственников и топ-менеджеров, предупредив, что в этом непростом аспекте они должны руководствоваться прежде всего безопасностью сотрудников.
С приходом российских войск большинство банков с иностранным капиталом сразу же свернули работу.
В Бердянске отделение государственного «Ощадбанка» проработало месяц и было закрыто под дулами автоматов — после того, как этого потребовали представители ФСБ РФ. Через несколько дней на его месте разместился «МРБ-Банк» из Южной Осетии.
Однако национализированный «ПриватБанк» и коммерческий «А-Банк» все же продолжили оказывать услуги в крупных городах, поддержав население, не сумевшее покинуть захваченные регионы. Но как бы то ни было, возможности любого из этих учреждений ограничены притоком торговой выручки. Этим летом из-за ее нехватки банки отказывали в обслуживании владельцам карт «чужих» банков, а «своим» выставляли суточные лимиты на снятие наличных.
Как утверждают наши источники, есть признаки того, что банкам удалось наладить поставку «бумаги». Каким образом это происходит? Неизвестно. Но в любом случае при снятии наличных в «чужом» банке, вы заплатите двойную комиссию — и эмитенту, и эквайеру — т. е. не менее 4,5–5%.
К тому же, как сообщает «Укринформ» со ссылкой на горсовет Бердянска, уже с начала сентября последние украинские банки на временно оккупированных территориях могут прекратить работу до полной деоккупации. Решение было принято с целью обезопасить сотрудников. Таким образом, обналичить карточные деньги станет еще сложнее.
Читать также
Индия на рельсах глобального роста
Скромное улучшение показателей инфляции — не повод для ликования
Кто смог заработать на энергетическом кризисе? Конечно, Уоррен Баффет!
Какое влияние на экономику оказала транспортная революция?
Русский медведь борется
Экоущерб: новейшие методики и подводные камни международных исков
Как взаимосвязана деятельность основных субъектов экономики?
Американский орел расправляет крылья
В обменнике или на дому
Операции в банковском отделении многие выбирают благодаря доверию к банкам и ради безопасности. Однако обналичить деньги можно и в обменных пунктах валют, не только продолжающих функционировать, но даже расширивших спектр операций.
Наличная гривна, как правило, берется у торговцев и зачисляется им же на банковские карты (или переводится в валюту). Процент за услугу — 6% и более — остается у организаторов бизнеса.
Как утверждают жители того же Бердянска, появился в оккупированных регионах и домашний сервис, когда для обмена или обналички денег к клиенту выезжает кассир в сопровождении водителя и охранника. Но заказывать подобные услуги мы читателям не рекомендуем. Ведь даже если сделка пройдет удачно, клиент может привлечь к себе внимание настоящих преступников.
Техника вопроса
Правда, чтобы снять кровно заработанные, жителям оккупированных территорий приходится преодолевать и немалые сугубо технические проблемы. Особенно это касается пенсионеров.
Имея на протяжении многих лет пенсионные банковские карты, большинство из них не особо вникали в детали финансовой безопасности, не пользовались интернетом и смартфонами. Деньги получали в банкоматах или в отделениях банков с помощью сотрудников.
Теперь такие люди сталкиваются со сложностями, связанными с использованием программ интернет-банкинга, верификацией личности и частым прекращением деятельности украинских операторов связи.
Но и в таких случаях можно найти выход. Тот же «Приват» расширил возможности своего интернет-банкинга регистрацией без СМС-информирования, позволяющей использовать интернет-связь любого оператора. Для этого клиент должен подтвердить свою личность с помощью паспорта или ID-карты, сделать селфи.
Для большинства людей пенсионного возраста этот процесс покажется не только громоздким, но и вовсе невозможным. Однако и здесь на помощь приходят параллельные структуры. За месяцы войны на оккупированных территориях расцвел бизнес, помогающий людям пройти соответствующие процедуры. Как правило, он связан с починкой гаджетов и установкой программного обеспечения и представлен практически в каждом городском торговом центре.
К примеру, в Бердянске установить на смартфон необходимые банковские программы, имеющиеся в открытом доступе, зарегистрироваться в них и получить упрощенный доступ с помощью кода или по отпечатку пальца, можно за ₴1 000. Деньги для такой услуги вроде бы немалые. Но если речь идет о выживании и регулярном получении социальных выплат, то с этим приходится мириться.
Подпишись на наш телеграм канал
только самое важное и интересное