Регулирование КИК в Казахстане: ужесточить и упорядочить

Регулирование КИК в Казахстане: ужесточить и упорядочить

14.12.2020

Время прочтения - 6 мин.

Казахстан ужесточает законодательство в отношении контролируемых иностранных компаний. Очередная серия поправок в налоговый кодекс существенно ограничит возможности казахстанских резидентов экономить на корпоративном подоходном налоге (КПН) и призвана стать дополнительным барьером для ухода в чужие налоговые гавани. Тем более, что в РК есть своя.

Чтобы налоги не уходили

Контролируемые иностранные компании (Controlled Foreign Corporation/Company — CFC, КИК) — термин, применяемый в мировой практике в последние 50 лет в отношении иностранных компаний или структур без образования юрлица, не являющихся резидентами государства, которые контролируются резидентами этого государства. Формы контроля могут быть как прямыми, так и косвенными. Это, как и прочие детали деятельности КИК, определяется законодательством различных стран по-разному.

Схема работает, когда в стране резидентства КИК и в стране, где резидентом является конечный собственник, разные ставки налога на доходы. Смысл этой схемы для резидента в том, чтобы уводить доходы в страну контролируемой иностранной компании и платить там меньший КПН.

Законодательство о КИК призвано обязать компании сообщать о своих КИК, а также регламентировать обязательства владельцев-резидентов по уплате налогов. Нормы о КИК — часть мер, которые применяют большинство стран мира в борьбе с размытием налоговой базы.

В Казахстане эти нормы на уровне налогового кодекса внедрены с 2018 г. (статья 294 налогового кодекса РК). По казахстанскому законодательству, КИК — это юрлицо-нерезидент (или иная форма), 25% и более которого «прямо или косвенно, или конструктивно» принадлежат резиденту РК, и этот актив связан с ним посредством контроля. Еще одно условие отнесения компаний к КИК, фиксировавшееся в 2018 — эффективная ставка налога на прибыль составляет менее 10%, либо юрлицо-нерезидент зарегистрировано в государстве с льготным налогообложением.

В отличие от многих развитых стран, где составляются «белые списки» (т.е. перечни стран, контролируемые компании в которых не могут подпадать под нормы о КИК), в Казахстане ввели «черный список» — перечень государств с льготным налогообложением. В этом списке в 2018 году оказались 27 стран, в основном с многолетней репутацией офшоров, такие как Багамы, Белиз, Антигуа и Барбуда. К 2020 году перечень государств со льготным налогообложением сократился до 23.

По итогам первого года действия нормы — 2018 — Минфин РК сообщал о 113 резидентах РК, владевших активами в 265 КИК, за которые они заплатили около 1,5 млрд тенге подоходного налога. Сумма небольшая, как по меркам поступлений по КПН (<1% всех поступлений по данному виду налога), так и в общем масштабе бюджета, где доля КПН не превышает 15%. По данным KPMG за 2020 год, ниже этого значения находятся ставки КПН в таких европейских странах, как Босния, Болгария, Ирландия, Венгрия, Черногория, Молдова, а также в соседнем с РК Кыргызстане (ставка КПН в 2020 — 10%).

Условия работы КИК изменят поправки в налоговый кодекс РК, которые минувшей осенью рассмотрел и принял мажилис (нижняя палата парламента). 25 ноября законопроект передан в сенат. После одобрения сенатом документ подпишет президент, и поправки вступят в действие.

В чем суть изменений? Под определение КИК попадут не только бизнес-структуры, но и другие формы, активно используемые состоятельными гражданами, например, трасты.

Второе важное изменение — ужесточение условий признания КИК. Если раньше налоговой гаванью считалась страна, где номинальные ставки КПН были не более 10%, то теперь — не более 15%. Это существенно расширяет список государств, дочерние предприятия казахстанских резидентов в которых получают статус КИК и подпадают под новое регулирование.

Вместе с тем у владельцев маленьких и убыточных КИК появляется возможность оптимизировать налоговые выплаты в стране резидентства.

Предсказуемые изменения

Изменения налогового законодательства, касающиеся КИК, вполне укладываются в логику реализуемых или проектируемых реформ, призванных расширить налоговую базу или повысить объем собираемых налогов. В числе других инициатив той же серии — сокращение видов деятельности, на которые распространяются специальные режимы, требование об установке контрольно-кассовых машин (ККМ) с фискальной памятью и распространение системы прослеживаемости товаров.

Из пока нереализованных, но анонсированных мер этого же круга — снижение порогов постановки на НДС и введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физлиц, а также повышения ставок КПН и НДС.

Ужесточение регулирования ККМ также призвано решить старую проблему казахстанской экономики, о которой все чаще говорят представители руководства страны: офшоризация экономики.

Правительство понимает, что добиться быстрых успехов (собрать заметно больше налогов или вернуть капиталы из офшорных юрисдикций) не удастся. Куда важнее поставить резидентов под контроль, сузить поле для «серых схем» и прочих маневров с налогами. И уже на следующем этапе государство может начать повышать ставки налогов.

Ожидать массового исхода из РК фирм, использующих офшоры, не следует. Бизнес примирится с новыми правилами и будет искать другие возможности для налоговой оптимизации.

Однако упрекать казахстанские власти в том, что они только закручивают гайки, нельзя. С 2018 в РК действует собственная налоговая гавань — это Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА), участники которого получают солидные скидки по налогам, в частности, КПН.

Согласно казахстанскому законодательству (для запуска МФЦА в стране изменили конституцию и создали отдельный закон о центре), доходы резидентов центра — как физических, так и юридических лиц — освобождаются от налога на доходы, полученного от прироста стоимости при реализации ценных бумаг членов биржи, долей компаний, зарегистрированных в МФЦА, дивидендов и вознаграждений по ценным бумагам и по долям участия в компаниях. Норма действует до 2066 года.

По состоянию на начало декабря 2020 г. в МФЦА зарегистрированы 575 компаний, большая часть из которых — казахстанские.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Инвестиции в Казахстан: вера, надежда и объективная реальность

Инвестиции в Казахстан: вера, надежда и объективная реальность

Министерство иностранных дел РК планирует увеличить приток иностранных инвестиций до $25 млрд в 2022 году. Это на $2 млрд больше, чем в прошлом. Куда лучше инвестировать и что интересного может предложить местный рынок?

16 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":974,"isAuthenticated":false,"user":null}