Доллар по ₴50: очередная страшилка или грядущая реальность?

Доллар по ₴50: очередная страшилка или грядущая реальность?

22.09.2022

Время прочтения - 9 мин.

По прогнозу Кабмина, курс американской валюты к концу 2023 года может достичь в Украине ₴50. Но многие эксперты уверены — такой ценник реален уже в текущем году. Кое-кто говорит даже о ₴90.

Следует понимать — авторы таких заявлений просто анализируют возможные сценарии развития событий и делятся мнениями, не гарантируя точности оценок. Предсказывать что-либо можно лишь с определенной степенью уверенности, при этом допуская, что озвученное предположение не сбудется.

Например, вероятность реализации курсового прогноза украинского правительства — «₴50 под конец 2023 года» — составляет 75%. Шанс на то, что стоимость «вечнозеленого» будет выше или ниже — 25%. А вот с прогнозом «₴50 за доллар еще в этом году» ситуация иная: 25% — «за», 75% — «против». На табло обменных пунктов мы вполне можем увидеть и ₴40, и ₴42, и ₴45.

Вариантов масса. Как и факторов, формирующих динамику курса. Влияние на национальный валютный рынок традиционно оказывает огромное количество различных событий, способных стимулировать как девальвацию, так и ревальвацию. В Украине роль главного определяющего фактора сегодня играет война. Как именно боевые действия скажутся на стоимости гривны? Какой курс ждать уже завтра?

Задать вопрос автору статьи

Доступно вопросов

Александр Охрименко

Александр Охрименко

Экономист, политэксперт

Доллар сегодня нужен всем?

Война принесла гражданам Украины отсутствие стабильности и пессимизм. Вряд ли стоит удивляться, что в такой ситуации люди стремятся едва ли не все сбережения хранить в иностранной валюте. Если в начале боевых действий они активно сбрасывали доллар и евро, то теперь скупают их.

По данным НБУ, в августе население приобрело больше наличной валюты, чем продало — на $107 млн. В июле картина была иной — объем продаж превышал объем закупок на $156 млн. В сентябре тенденция сохранилась: с начала месяца граждане скупили на $56 млн больше, чем продали.

На фоне роста спроса курс предсказуемо идет вверх. Нет ничего удивительного в том, что на черном валютном рынке страны в июле наличный доллар продавали по ₴36, а в августе уже по ₴40. Теперь курс достиг ₴42, а спрос продолжает расти, стимулируя темпы девальвации гривны.

В попытке сдержать этот процесс НБУ пересмотрел правила обмена наличной валюты банками. Раньше они имели право продавать только 50% ранее приобретенных долларов и евро, а теперь им позволено реализовывать 100%. И объемы продаж населению выросли. Этот сдерживающий фактор действительно способен затормозить или остановить девальвацию гривны. Но пока его влияние на валютный рынок слабое, и остановить девальвацию все еще не удается.

Откуда гривна?

Возникает логичный вопрос — где граждане берут деньги на скупку валюты? Ответ легко отыскать в данных об эмиссии гривны Национальным банком с начала боевых действий. НБУ вынужден запускать станок, чтобы в стране были деньги для выплат пенсий и зарплат бюджетникам и военнослужащим. Объем эмиссии с конца февраля достиг ₴330 млрд.

Часть этих денег хлынула на рынок в виде нала и увеличила денежную массу на руках населения. Многие граждане, получив зарплаты или доход от предпринимательской деятельности, спешно отправились менять гривну на валюту, невольно стимулируя девальвацию.

На этом фоне НБУ в последнее время существенно сокращает темпы эмиссии. Раньше месячный объем достигал от 40 млрд до 60 млрд, а в августе составил 15 млрд. В сентябре регулятору опять пришлось выкупать больше ОВГЗ, что вновь потребовало эмиссии. С начала месяца ее объем, направленный на выкуп облигаций, достиг ₴30 млрд. Дело в том, что в госбюджете не хватает денег на финансирование армии. При этом регулятор постоянно поясняет — в будущем НБУ  намерен отказаться от эмиссии гривны, чтобы не провоцировать девальвацию, но пока это невозможно. Такая ситуация вносит свой вклад в рост цен в Украине.

Что происходит с ЗВР?

По состоянию на 1 сентября золотовалютные резервы Украины достигли $25,4 млрд, что на 13% больше показателя за 1 августа. В основном рост ЗВР обеспечивался поступлением зарубежной финансовой помощи от иностранных партнеров — Всемирного банка, ЕС и других международных спонсоров Украины.

В августе НБУ — благодаря финансовой поддержке из-за рубежа — смог не только нарастить размер золотовалютных резервов, но и продать на украинском межбанке $1,8 млрд для сдерживания девальвации.

Чем больше объем ЗВР, тем проще регулятору проводить валютные интервенции и предупреждать резкое обесценивание гривны — даже в условиях, когда спрос на инвалюту превышает предложение.

Почему никто не спешит продавать доллар?

В последние месяцы Украине удалось увеличить объемы экспортных поставок за рубеж. Все было бы совсем неплохо, но валютная выручка выходит в продажу с задержкой.

По данным НБУ, на 1 сентября на счетах юридических лиц скопилось около $8 млрд. Компании не горят желанием оперативно менять валюту на гривну. Это их законное право. Возможно, толчком к продаже послужит более высокий курс доллара. Время покажет.

Тем временем растет спрос импортеров на валюту. Несмотря на войну, Украина нуждается в различных иностранных товарах — от ГСМ до смартфонов. Для закупок необходимы доллары и евро.

Складывается любопытная ситуация — объемы продаж валютной выручки растут, но интерес импортеров к долларам и евро все равно превышает предложение. Возможно, в будущем экспортеры начнут активнее продавать валюту и тогда НБУ не придется тратить ЗВР.

Без интервенций Нацбанка курс доллара вполне мог бы взлететь выше 50. Понимая это, регулятор не спешит прекращать валютные интервенции. Тем более, что запасы ЗВР позволяют их проводить.

Задать вопрос автору статьи

Доступно вопросов

Александр Охрименко

Александр Охрименко

Экономист, политэксперт

Заграница Киеву поможет?

Следует понимать, что НБУ предпринимает разнообразные шаги по сдерживанию девальвации, в том числе путем регулярных валютных интервенций. Регулятор надеется переломить тенденцию и вернуть курс в более комфортный для государства коридор — до ₴40, и, может быть, даже до ₴36.

Пока Национальный банк фиксирует официальный курс национальной валюты к доллару США на отметке ₴36,56. Государство дает понять бизнесу и финансистам, какое соотношение в максимальной степени устраивает руководство страны.

Понятно, что откатить ситуацию к уровню ₴36 за доллар сейчас сложно. Но все может быстро поменяться, если НБУ откажется от эмиссии, а приток валюты от зарубежных спонсоров возрастет.

И это не беспочвенные фантазии. Недавно в ЕС приняли решение о выделении Украине €5 млрд финпомощи. МВФ выделил Украине новый кредит на $1,4 млрд и обещает еще один. Есть надежда на получение валюты в рамках «ленд-лиза». Вероятно, все эти средства поступят в страну еще до конца года. И такой существенный фактор не позволит гривне рухнуть до 50 за доллар.

А вот в следующем году возможна ситуация, когда НБУ будет заинтересован в девальвации гривны до 50 к доллару. Но это уже перспектива отдаленного будущего и обсуждать ее пока рано.

Инфляция не только опасна…

Необходимо понимать, что девальвация, как правило, ведет к ускорению инфляции. Дело в том, что экономика Украины очень сильно зависит от импорта, но не так значительно подвержена влиянию экспорта.

Стоимость импортных товаров при продаже пересчитывается по курсу гривны, а девальвация всегда ведет к росту цен. Не стоит забывать, что боевые действия уже ускорили темпы инфляции.

По данным Госстата Украины, инфляция за январь – август составила 17,1% — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом прогноз инфляции — как от Кабмина, так и от НБУ, на 2022 год остается на уровне 30%.  

Сегодня на темпы инфляционных процессов влияет не столько курс доллара, сколько очень высокие объемы эмиссии гривны, существенно увеличившие денежную массу на руках граждан и послужившие толчком к росту цен. Весомый вклад в этот процесс внесло и подорожание топлива в связи с боевыми действиями.

…но и полезна

Звучит непривычно, но инфляция тоже может служить фактором, сдерживающим девальвацию. Все логично — на фоне взлета цен население вынуждено все больше денег тратить на покупку базовых товаров или экономить. Тут уже не до инвестиций в доллар и евро.

Получается, что высокие цены «изымают» тот излишек денег, который украинцы могли бы направить на скупку валюты. Вот почему ожидаемое многими ускорение темпов инфляции к концу года вполне может сыграть роль фактора, сдерживающего обесценивание гривны.

Конечно же, риск девальвации остается очень высоким. Слишком сильное влияние война и нестабильность оказывают на умы людей: многие вынуждены экономить на всем только для того, чтобы отложенные средства потратить на покупку валюты. Их можно понять — они опасаются, что чрезмерно высокая инфляция при любом раскладе спровоцирует мощную девальвацию.

Кризис как окно возможностей

Нынешнее тяжелейшее время создает комфортные условия для валютных спекуляций. На фоне традиционной слабости фондового рынка страны валютообменные операции остаются наиболее понятным и доступным для украинцев инструментом заработка.

Бесспорно, любой кризис позволяет рассчитывать на солидный доход за счет купли/продажи валют. Но только в теории.

На практике все иначе — валютные спекуляции не гарантируют дохода, поскольку всегда сопряжены с высоким риском. Так, сегодня можно «выгодно» вложиться в доллар только для того, чтобы завтра понять — теперь этот актив придется продать гораздо дешевле и понести потери. Или же темпы взлета цен существенно превысят показатель роста курса доллара к гривне.

Не бывает валютных спекуляций без риска. Но именно риск дает возможность заработка. Чем выше вероятность потерь, тем реальнее шанс получить солидный доход. Такова аксиома мира валютных инвестиций. Забывать ее не следует. Необходимо лишь умело пользоваться этим незыблемым правилом — особенно в периоды глубоких кризисов. Ведь именно они распахивают перед нами немыслимо широкие окна возможностей.

Подпишись на наш телеграм канал

только самое важное и интересное

Подписаться
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читать также

Американский орел расправляет крылья

Американский орел расправляет крылья

Настигнет ли Америку экономический спад в 2023 году? Удастся ли ФРС взять под контроль инфляцию, не отправив бизнес в нокаут? Справятся ли Штаты с новыми вызовами, усиливающими традиционные геополитические риски?

29 декабря 2022 г.

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Экономический кризис 2022 года, или Что случилось с мировой экономикой?

Ситуация на мировом экономическом рынке буквально подошла к краю пропасти: о скором наступлении рецессии говорят многие факторы. Что же происходит в мире и почему экономическая ситуация так стремительно ухудшается?

14 декабря 2022 г.

Индийский слон сбавляет ход

Индийский слон сбавляет ход

На фоне мрачных перспектив глобального хозяйства экономическая ситуация в Индии остается «лучом света». Но надолго ли? Какие риски и вызовы ждут прежде весьма динамичную индийскую экономику? Ищем ответы на эти вопросы в статье — первой из серии экономических прогнозов по ключевым странам мира.

1 декабря 2022 г.

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Снимаем деньги с украинской банковской карты в Польше

Немалое количество граждан Украины из-за военных действий на территории страны эмигрировало в Польшу. И теперь одной из главных проблем для них является поиск возможности снятия средств с украинских карт и пересылки денег на родину. Какими способами это можно сделать — рассказываем в нашем материале.

30 ноября 2022 г.

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Что такое ИОДА, и почему украинский бизнес ничего хорошего не ждет

Приоритетной задачей украинских предприятий сейчас остается необходимость пережить военное время с минимальными потерями. Всем ли это удается? Расскажет индекс ожиданий деловой активности.

17 ноября 2022 г.

Интрига вокруг российского бюджета

Интрига вокруг российского бюджета

После профицитного бюджета-2021 Россия — вопреки всем прежним прогнозам — возвращается к бюджетному дефициту. Возможно, на целых три года подряд. Уже в следующем году дефицит составит ₽2,9 трлн, или 2% ВВП. Насколько реалистичны надежды властей, что «дыру» в казне удастся закрывать за счет внутренних заимствований? Как это может повлиять на инфляцию?

9 ноября 2022 г.

{"type":"article","id":4208,"isAuthenticated":false,"user":null}